Гвардеец труда. Новотроицк

Офицер, который не потерял в боях ни одного солдата...

Офицер, который не потерял в боях ни одного солдата...

Когда ученик 8-го класса школы № 8 Сергей Карташов объявил о том, что после сдачи экзаменов поступит в Казанское суворовское училище, некоторые друзья недоумевали: и что тебя туда тянет – брать по команде ложку в столовой, ходить строем в баню, в кино? Так этой радости не избежать, когда призовут в армию. Сергей отшучивался: суворовская форма нравится. На самом деле, тогда он решил связать свою судьбу с армейской жизнью, стать офицером.  

Суворовские порядки

– В послевоенные годы в это учебное заведение дорога была открыта для пацанов, у которых отцы погибли на войне. Для моих ровесников поступить в него было не так-то просто, – говорит Сергей Николаевич. – Все экзамены при поступлении были  профилирующими. Спасибо школе за хорошие знания. Конкурс выдержал, в курсанты, не передать словами той радости, зачислили...
– Известны примеры, когда после первого же похода на уборку плаца некоторые  сбегали, только пятки мелькали…
– У нас тоже были отчисления. Дисциплина, субординация, жизнь по уставу, словом, армейский образ жизни не для всех. Как, впрочем, и в других профессиях – не каждый ведь согласится лечить людей, работать спасателем...
Меня мужское воспитание устраивало. К тому же, в отличие от образовательных школ, мы изучали три иностранных языка – английский, немецкий и французский… Нас учили правилам этикета, танцам, как вести себя в обществе. Уверен, ни один выпускник-суворовец не станет ломать скамейки в парках, резать кресла в кинотеатрах... Прошли годы, а воспоминания об учёбе в «кадетке» до сих пор яркой зарницей вспыхивают в моём сознании.

Внушительным конкурсом не испугать

Восемь человек претендовали в тот год на одно место в высшем общевойсковом командном училище г.Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Как бы ни сдерживали своё волнение парни, глаза всё равно его выдавали. Выпускники-суворовцы напротив чувствовали себя уверенно.
– Для  внушительного конкурса, наверное, были какие-то важные основания? – спрашиваю собеседника.
– Были, и о них многие знали. Училище это, кроме всего прочего, готовило офицеров для горно-стрелковых подразделений. В стране их было, как говорится, раз-два и обчёлся. Мне по окончании учёбы к воинскому званию «лейтенант» добавилось ещё одно — альпинист-инструктор. Скажу откровенно, далось оно нелегко... – вспоминает С.Карташов.
Далее последовал рассказ, который для меня был откровением. Оказывается, альпийская федерация страны присваивает спортсменам квалификацию в зависимости от того, какую горную вершину покоряют.  У Сергея Николаевича — высшая. В составе клуба «Дарьял» он покорял одну вершину Кавказского хребта за другой, пока не забрался на самую высокую — гору Эльбрус.
Не знал выпускник о том, какую важную роль  сыграет в его боевой судьбе альпийское мастерство, умение в горных условиях ставить перед подчинёнными  задачи, выполнять их по правилам военной науки. Пока же впереди его ждал Забайкальский военный округ.

«Для дальнейшего прохождения службы»

Такими словами начиналась теперь не одна страница в биографии нашего земляка в звании офицера. По прибытии в Забайкальский военный округ настала его очередь учить солдат суворовской науке побеждать. Делай, как я! – главная заповедь для офицера. Личным примером показывал, как надо стрелять, окапываться сапёрной лопатой... всех премудростей военной науки не перечислить.
Между тем в соседнем Афганистане в эти годы уже происходили известные события. С подготовкой, какая была у офицера Карташова, оставалось только ждать момента, когда прозвучит новый приказ со словами «для дальнейшего прохождения службы». И он пришёл. В 3-м горно-стрелковом батальоне 181-ой мотострелковой дивизии началась его боевая служба. За два года подразделение под командованием офицера Карташова совершило 79 выходов против моджахедских формирований, в 23 довелось вести боевые сражения. Баграм, Саланг, Паншерское ущелье... Эти географические названия до сих пор у нас на слуху. Для нашего земляка они имеют особый смысл. Он и сегодня по памяти может рассказать во всех подробностях, какие задачи ставило командование перед его подразделением при деблокации городов Хоста, Файзабад, сражениях за Саланг... Немало российских парней, среди которых есть и новотройчане, сложили здесь свои головы. Подразделение Карташова при выполнении боевых заданий в течение двух лет не потеряло убитым ни одного солдата. Везение? На войне оно действительно имеет место быть, но не каждый раз. Везёт тому, кто хорошо обучен военному делу, кто на бой с противником идёт уверенным в своей силе и знаниях.
Не будем называть наградные листы Сергея Николаевича за безукоризненное исполнение воинского долга, их слишком много. У него есть награды, значимость которых по-настоящему может оценить лишь человек, нюхавший пороху. С двумя орденами Красной Звезды и медалью «За Отвагу» вернулся на Родину наш земляк из Афганистана. Есть ещё одна награда, которая Сергею Николаевичу очень дорога, –  это медаль от благодарного афганского народа.
– Что бы кто не говорил,  – поделился он своими мыслями о характере той войны, – но мы в этой стране действительно исполняли интернациональный долг, стремились помочь её народу выбраться из нищеты, положить конец междоусобице.
Своими наградами боевой офицер особо не кичится: офицерская честь не позволяет. Ему лишь захотелось, чтобы в публикации было упоминание о том, что во время боевых сражений с моджахедами его солдаты остались живы. «Не потеряв в сражениях ни одного солдата, я тем самым выполнил свой главный офицерский долг!», – произнёс он с чувством воинской гордости. Офицеры знают цену материнским  слезам по убиенным сыновьям.
… Слова с сакральным смыслом, от которых у каждого сожмётся сердце. В такие минуты человеку с таким долгом нельзя не пожать руку.

Мы сами себе выбираем эту профессию

Уволенных в запас солдат ждёт жизнь, далёкая от напряженных воинских будней. Чего не скажешь о тех, у которых защита Родины стала профессией, делом всей жизни. После Афганистана слова «для прохождения воинской службы»  были ещё не раз в офицерской судьбе земляка. После выполнения интернационального долга в Афганистане Сергей Карташов год служит командиром разведроты в Прибалтийском военном округе. После этого был командирован для прохождения службы в Западную группу войск – сначала в должности командира разведроты, а потом начальником штаба батальона.
Об окончании «заграничного» похода больше всего мечтала жена офицера Галина Васильевна, а вернее сказать, молилась. Наконец-то пришел долгожданный приказ. На этот раз в Приволжский военный округ и не куда-нибудь, а в Тоцкое, которое в нескольких часах езды на поезде от родного Новотроицка. Новая должность — старший помощник начальника штаба полка. Не долго задержался на ней Сергей Николаевич, штабная работа не для него. В составе миротворческих сил ему довелось служить в Приднестровье, Чечне. Об этих событиях ему есть что вспомнить.
В настоящее время Сергей Николаевич – член правления городской Всероссийской общественной организации «Боевое братство».
– Забот — хоть отбавляй, – говорит он. – В нашей организации более тысячи участников локальных войн. Большая сила, которой не хочется стоять в стороне от общественной жизни. Уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Теперь мы должны активнее участвовать во всех  военно-патриотических мероприятиях, чаще встречаться с молодежью.
Сергей Николаевич  в этом деле может служить примером. Одно время он работал учителем в школе № 16. Обучал школьников не только трудовым навыкам, но и вёл стрелковый кружок. Заодно подготовил команду для участия в игре «Зарница». На фоне других выглядела она достойно.
Сегодня С.Карташов желанный гость в учебных заведениях города.
– Когда встречаюсь со школьниками, – говорит участник афганских сражений, – слушают меня ребята затаив дыхание. – Каких только вопросов  не задают! Об афганской войне ведь так мало написано. При этом многое до неузнаваемости искажено. Фильмов документальных практически нет. Далеки от совершенства художественные.  
Сетовал Сергей Николаевич, что на центральных каналах по-прежнему отдаётся предпочтение дешевой развлекаловке, передачам, которые учат молодёжь жить не по совести, а по «понятиям». Отвлечь её от просмотра низкопробной телевизионной продукции можно лишь поднятием на новый уровень культурно-массовой  работы, физкультурного движения.
С.Карташова  радует, что у нас результативно работают спортивные секции, открылся Ледовый дворец «Победа». Тренерам, заметил он, надо говорить только слова благодарности за проводимую работу. Ведь от них во многом зависит, с каким здоровьем и физической силой пойдут наши парни служить Родине, защищать её рубежи.
–  Наконец-то в школу вновь вернули ГТО. Давно пора. Стыдно ведь смотреть на призывника, который не может и разу подтянуться на перекладине, – говорит он. – Я не понимаю тех ребят, которые вместо того, чтобы со сверстниками гонять футбол, смотрят его по телевизору, лёжа на диване, строят прогнозы, как сыграет та или иная команда в новом сезоне…
Завершилась наша беседа телефонным звонком. Сергея Николаевича просили срочно куда-то приехать. Человек, которому до всего есть дело. Наверное, в этом тоже заключается счастье.

Николай Новиков.