Гвардеец труда. Новотроицк

Учитель словесности

Учитель словесности

Публикация от 03.10.18 г.

Виктор Вдовин не нуждается в представлении. Достаточно назвать его имя и фамилию, чтобы собеседник понял, о ком идет речь. За 54 года преподавательской деятельности через руки Виктора Алексеевича прошли, без преувеличения, тысячи человек. Это и ученики, и их родители, и коллеги. Виктор Вдовин помнит их всех – имена, характеры, личные достижения.

Строчки, которые греют сердце
У Виктора Алексеевича есть замечательная традиция: расставаясь с ребятами заключительной школьной весной, он предлагает им написать ему как учителю-предметнику письма. Сказать все, что хотели бы сказать, но по каким-то причинам не смогли во время учебы.
И каждому выпускнику Виктор Вдовин дает ответ. В посланиях педагога – жизненные напутствия, мудрые советы и даже указания на недостатки. Все слова – искренние, идущие от самого сердца.
Эта небольшая переписка становится эпистолярной беседой по душам, которая остается в памяти у педагога и его учеников на всю жизнь. Виктор Алексеевич сберег каждое такое письмо. Любое из них он может процитировать.
Вот лишь несколько отрывков, ставших примером крепкой связи между учителем и учеником:
«Я хочу сказать Вам, не скрывая, что Вы были моим самым любимым учителем. Я вместе с Вами с пятого класса, и все это время я старался быть хоть чем-то похожим на Вас. С первых уроков я увидел в Вас человека ответственного и по-настоящему любящего свой предмет. С тех пор я не мог прийти на урок с невыполненным домашним заданием, а если и случалось, то я говорил это в открытую, потому что совесть не позволяла врать Вам».
«Признаться, когда я переходила в «В» класс, то еще не понимала, почему мои родители так радовались, что уроки русского языка и литературы будет вести некий В.Вдовин.
Поняла, причем с первых уроков. Знаете, меня, тогда еще совсем ребенка, тронуло Ваше отношение к нам, ученикам. По сей день не знаю такого же чуткого, как Вы, учителя. Это не лесть. Вы, верно, не помните, что в ситуациях, порой казавшихся мне неразрешимыми, я советовалась именно с Вами. И выход находился!».
«Виктор Алексеевич, я хотел бы сказать Вам огромное спасибо, что заставили меня поверить в себя. Я многому научился у Вас и никогда не забуду Ваших жизненных уроков.
Вы единственный человек, которому я смог довериться на все сто. Вы не только заставили меня поверить в себя, Вы помогли мне в самом главном… разобраться в своих чувствах».
Под последним посланием мог бы подписаться, наверное, каждый, кого судьба  хотя бы ненадолго свела с Виктором Алексеевичем. Ведь именно развитие личности ребенка имеет для него первостепенное значение.
На вопрос: «Что для Вас самое главное в учительской работе?» -- он отвечает просто:
– Доказать ребенку, что он не лыком шит.

Работа на доверие
Виктор Вдовин никогда не делил детей на способных и не очень, на послушных и трудных. Уверен, каждый ребенок может проявить себя лучшим образом. Просто одному достаточно лишь дать шанс, чтобы раскрыться, а другого нужно подтолкнуть к саморазвитию, убедить в необходимости работы над собой.
По мнению Виктора Алексеевича, важно создать для ученика ситуацию успеха и затем – поощрить его искренними словами одобрения. Пустая похвала – дешево стоит, а заслуженная высокая оценка – радует и вдохновляет. И зачастую именно слова одобрения становятся для многих ребят главным стимулом к учебе.
Хорошо учиться у Виктора Алексеевича – несложно. При планировании уроков он использует и современные, и классические методы работы. Целый ряд приемов он создал самостоятельно – на основе богатого профессионального опыта. В работе со школьниками среднего звена часто использует игровые формы закрепления материала, зарифмованные в забавные стихи правила. А еще он -- большой импровизатор.
– Помню, в одном классе ребята никак не могли запомнить правописание слова «который», – вспоминает Виктор Алексеевич. – Традиционные методы не помогали: повторяем-закрепляем, а несколько человек все равно напишут его через «а». И я придумал такой ход: написал на доске фразу «Кот, который залез в котел и съел котлету» и предложил ученикам ответить на вопрос: что объединяет все слова на букву «к»? С первого взгляда может показаться, что я потратил часть урока на развлечение. Но с тех пор никто в этом классе в слове «который» ошибки не делал, она стала нашей общей шуткой.
Дети всегда способны отличить искренность от искусного притворства, поэтому заслужить их доверие дорогого стоит. Но и ко многому обязывает. Прежде всего к ответному доверию.
– Моим ученикам известно правило: не подготовился к уроку – скажи об этом до звонка и сдай академический долг в ближайшее время. Все знают: я прихожу в школу рано утром. Уже в восемь часов можно зай-
ти ко мне в кабинет, ответить не выученное к прошлому уроку, попросить дополнительные разъяснения. Но все также знают, что выше четверки должник не получит даже за самый блестящий ответ. За пятьдесят с лишним лет работы в школе я ни разу не спросил ученика: «Почему не выучил?», освобождая его от неприятной и унизительной необходимости обманывать или говорить неприятную правду.
Вот почему Виктор Вдовин становится для учеников своим человеком: они дорожат его расположением, доверяют ему секреты, советуются с ним.

Волшебные конфеты
Перед ответственными работами, такими как ОГЭ, ЕГЭ, Виктор Алексеевич идет в магазин и покупает конфеты – орешки в сахарной глазури. Не то чтобы он большой любитель сладкого… Эти конфеты учитель раздает ученикам, говорит, что заговорил их на удачу. Являются эти слова способом психологической поддержки, или педагогу и впрямь известны некие заклинания – это Виктор Алексеевич держит в секрете. Но дети верят: конфеты, действительно, помогают.
А однажды произошла почти мистическая история. Перед ответственной работой Виктор Алексеевич дал ученику пригоршню драже и пообещал, что тот наберет ровно столько баллов, сколько получил орешков. Мальчик пересчитал: 16.
После экзамена Виктор Вдовин поспешил узнать результаты: мальчишка  набрал 15 баллов.
– Так ты все-таки отдал кому-то одну конфетку? – полушутя-полусерьезно обратился Виктор Алексеевич к пареньку. – Вот и «потерялся» один балл.
– Друга угостил, – признался тот.
– Ну пусть он теперь тебе один орешек даст! – произнес учитель. Мальчик выполнил эту просьбу.
И кто бы мог подумать! В итоговой ведомости стояло – 16 баллов!

Литература учит жизни
Виктор Алексеевич справедливо считает, что уроки русского языка и литературы важны не только для качественного образования человека. Они несут мощный воспитательный заряд. Разбирая произведения, дети учатся отличать добро от зла, начинают понимать нюансы человеческих отношений.
Он с сожалением отмечает, что современная молодежь стала меньше читать, переключаясь на кинематограф и Интернет. Но верит, что любого ребенка можно увлечь книгой, если грамотно подойти к делу: подобрать литературу, прочесть что-то вместе с ним, акцентировать внимание на главных аспектах произведения. Поэтому те счастливчики, у кого Виктор Вдовин вел уроки литературы, знают: педагог нередко читает вслух на уроках, любит задавать непростые вопросы, умеет переложить «книжную» историю на современную жизнь и увидеть в ней совершенно реальных людей, чьи радости и страдания до боли понятны.
– Литература хороша тем, что помогает разобраться в себе, в жизни, – отмечает Виктор Алексеевич. – В хороших книгах можно найти ответы на многие вопросы.
Виктор Вдовин может много говорить о литературе, о методике преподавания, о детях и родителях, с которыми его сводила судьба. А вот о своих успехах, наградах и достижениях рассказывать не любит.
-- Мои успехи – в достижениях моих учеников, – говорит он. Речь идет не только и не столько о научных или профессиональных победах. Больше – о способности при любых обстоятельствах оставаться собой, быть личностью.


Марина КИРСАНКИНА.