Гвардеец труда. Новотроицк

Царская роскошь нашей истории

Царская роскошь нашей истории Царская роскошь нашей истории Царская роскошь нашей истории Царская роскошь нашей истории Царская роскошь нашей истории

В этом году жители Оренбуржья отмечают два юбилея – 275 лет Оренбургской губернии и 85 лет Оренбургской области. Это прекрасный повод поговорить об истории родного края, чрезвычайно богатой, оригинальной, живой. До сих пор жители старых поселков рассказывают о сарматах, о стычках с воинственными кочевниками, о Пугачевском бунте и визите представителей императорской семьи в губернию. Люди знают об этом не столько из книг и фильмов, сколько из рассказов дедов и прадедов. Передающиеся из поколения в поколения факты, обрастая легендами, формируют уникальную историческую атмосферу Оренбуржья.

В ходе недавнего пресс-тура в Казачью Губерлю журналисты узнали много интересного. Гидом в поездке был управляющий губерлинской территорией администрации Гайского городского округа Ержан Утепбергенов.

Путь через степной океан

Казачья Губерля, расположенная на юге Гайского района, кажется, специально затаилась меж Уральских гор и почти монгольского вида степей. Путь сюда – не близкий: сначала по асфальтовым, а затем по грунтовым дорогам. Казалось,  что с каждым десятком километров ты все дальше и дальше углубляешься в непознанную территорию, пропитанную ароматом разнотравья, так непривычного для городского жителя. В ярко-голубом небе можно увидеть парящих коршунов, а на склонах скалистых гор – пасущихся коз. Природа будто специально сохранила свой первозданный вид, чтобы современный человек мог увидеть, каким был наш край века назад. 

Глядя на безграничную степь, представляешь (стоит лишь на миг закрыть глаза) скачущих на вороных конях казаков, степняков-кочевников и мятежные отряды Емельяна Пугачева.

– Казачья Губерля была заложена в пяти километрах западнее, ниже по течению реки Губерли, – поясняет Ержан Аяшевич. – Но пугачевцы разорили первое поселение, а церковь сожгли. Позже поселок отстроили уже там, где он находится сейчас. А на прежнем месте еще сохранились остатки жилых построек. И по сей день чабаны находят здесь монеты и другие мелкие предметы старой эпохи.

В океане ковыля, через который идет дорога к поселку, можно увидеть могильные курганы. Это, скорее всего, сарматские захоронения. Часть из них уже вскрыта – как профессиональными археологами,  так и черными копателями. Покой могильных камней охраняют лишь змеи и пауки, чьи норы видны в траве.

Душа, обретшая покой

Население Казачьей Губерли немногочисленно. Здесь не работает сотовая связь, транспорт «из города» приезжает несколько раз в неделю. Своей школы нет, и дети ездят учиться в соседнюю Хмелевку. Из-за отсутствия работы люди живут, рассчитывая, главным образом, на собственное хозяйство. Село как маленький мирок, пропитанный духом прошлого. Достаточно перейти дорогу, и ты увидишь первый памятник истории – могилу женщины по имени Мария. 

Из плохо читаемой надписи на могильной плите можно узнать, что усопшая – дочь богатого соляного пристава и жена коменданта Губерлинской крепости, штабс-капитана Ивана Ипонешникова. Умерла она в марте 1810 года в возрасте 28 лет и была похоронена вместе со своими детьми.

Ержан Аяшевич рассказал, что муж Марии многое сделал для защиты российских границ от степняков – боролся с угонами скота, защищал местных жителей от частых набегов кочевников.

В начале 70-х годов ХХ века на могилу было совершено дерзкое покушение: несколько местных парней под покровом ночи разрыли холм. Двигало ими банальное любопытство или желание найти дорогие украшение? – об этом история умалчивает. Обнаружив внизу склеп, молодые люди не побоялись поднять крышку, один из них проник внутрь. При свете фонарика увидел два гроба – взрослый и детский. При попытке разорвать красную обивку ветхие доски рассыпались. Достали женский череп, обрамленный русыми локонами, в чепчике. Разглядели, что череп был проломлен в области виска. Отсюда можно сделать вывод о насильственной гибели женщины. На дальнейшие «изыскания» у приятелей мужества не хватило.

Местные жители привели могилу в порядок, сделали ограду, установили крест.

Память о венценосных гостях

Центральным пунктом пресс-тура был Царский родник. А ведет к нему Царская дорога, которая несколько веков назад была почтовым трактом, соединявшим Оренбург с Орском. Прокладывалась она каторжанами, которые сотнями погибали от непосильного труда и недоедания. Однако ни одной их могилы не сохранилось. 

После строительства других дорог и железнодорожного полотна этим путем перестали активно пользоваться. А затем дорога полностью утратила свое хозяйственное значение. Остались лишь так называемые перила – крупные камни, отделяющие проезжую часть от крутых горных склонов. Они придают этим местам особую живописность.

О том, почему дорога называется Царской, в Казачьей Губерле знают все. По ней в 1837 году проезжал будущий император Александр II во время своего путешествия по стране, в котором его сопровождал наставник – известный поэт Василий Жуковский. А в 1891 году здесь же проезжал цесаревич Николай II, с чьим отречением от престола впоследствии прекратилось правление Романовых.

У Царского родника установлен памятник, надпись на котором гласит: «Царский родник назван в честь посещения наследником Российского престола – великим князем Александром II. 11 июня 1837 года. От казаков г. Новотроицка».

Сохранились записи впечатлений венценосных гостей: «Между Хабарскою и Губерлинскою (крепостями) как будто в малом виде – большие горы со всеми их деталями. Но ни кустика, ни капли воды. Все покрыто ковылем и пусто. Взволновавшаяся и окаменевшая пустыня. Чудный вид с высокого пункта, который я срисовал. Спуск постепенный между нижними излучистыми каменными холмами, составляющими цель. Дно сей долины – дорога. В одном месте ключ перебежал дорогу… Прелестный вид…».

Сегодня здесь мало путешествующих. Однако каждый, кто посещает эти места, остается завороженным их красотой, как когда-то венценосные гости.

Красота, замершая в полотнах

Чарующую прелесть Казачьей Губерли передал виртуозный мастер слова Василий Жуковский. А наша современница, местная  художница Татьяна Серикова запечатлела ее на фотоснимках и картинах. Девушка посвящает живописи все свободное время. В ее рисунках искусно переплетены образы современности и давно минувших дней. Так, на одном из них юная художница изобразила иву, в тени которой, по преданию, отдыхал великий кобзарь – Тарас Шевченко.

Дерево лет десять назад погибло, но место, на котором оно стояло, до сих пор остается достопримечательным.

Захочется вернуться снова

Сегодня посетить Казачью Губерлю может любой желающий, предварительно решив все формальности, связанные с пребыванием в приграничной зоне. Путешественники здесь еще все-таки редкость, но каждый, кто хоть раз побывал в этих чудесных местах, захочет сюда вернуться, чтобы вновь подставить лицо вольному степному ветру, насладиться чистым бескрайним небом, услышать пение птиц и испить вкуснейшей воды из Царского родника. И далекий поселок станет духовно близким.