Гвардеец труда. Новотроицк

Горных дел мастер

Горных дел мастер Горных дел мастер Горных дел мастер Горных дел мастер Горных дел мастер

Публикация от 19.02.2020 г.

Свою профессиональную жизнь Борис Борцов посвятил горному делу и Новотроицку. Он трудился на Аккермановском, Новокиевском и Кумакском рудниках, в горном управлении Орско-Халиловского металлургического комбината. Должности были разные, а вот отношение к избранному делу – одним: Борис Анатольевич всегда жил своей работой, ставил производственные интересы превыше всего.

Старший брат всегда был примером

Б. Борцов родился в Белорецке в 1930 году, семья жила спокойно и размеренно: отец – Анатолий Васильевич – работал на железной дороге, мать – Татьяна Федоровна – была домохозяйкой. Сам Борис, его братья Юрий, Алексей и сестра Валентина учились в школе, мечтали, как их сверстники, о будущем. 

...О вероломном нападении фашистской Германии Борис узнал только 24 июня в пионерском лагере «Арский камень», где отдыхал. Можно лишь предположить, что взрослые долго думали, как сообщить ребятам о войне.

– Нас собрал на утреннюю линейку начальник лагеря, – вспоминает Борис Анатольевич. – Конечно, мы были ошарашены новостью, но… Мы, дети того времени, выросли на книгах о героях, на патриотизме и верили: враг обязательно будет разбит. И лишь однажды серьезно взволновались – когда узнали, что он находится буквально в шаге от Москвы. Однако известие о том, что товарищ Сталин не покинул столицу, вселило в нас уверенность: советские воины остановят врага.

В военные годы дети быстро взрослели. Конечно, думали, как помочь фронту. Борис Анатольевич вместе с одноклассниками собирал ягоды для раненых, участвовал в земляных работах на строительстве нового цеха Белорецкого сталепроволочно-канатного завода.

В 1943 году старший брат Юрий ушел на фронт добровольцем. Семья чувствовала одновременно и тревогу, и гордость. К счастью, он вернулся живым, не расставшись с главной мечтой – посвятить себя науке: окончил вечернюю школу, затем институт, занимался изысканиями в Ленинградском электротехническом институте, стал заслуженным деятелем науки и техники РСФСР.

Борис Анатольевич отмечает, что Юрий всегда был для него примером. По его совету также получил высшее образование в Магнитогорском горно-металлургическом институте. Стал горным инженером по разработке полезных ископаемых.

Лёгких путей не искал

Выбор профессии для Бориса Анатольевича не был случайным. С одной стороны, в период активного восстановления народного хозяйства технические специальности были очень популярными среди молодежи. Разведка полезных ископаемых – овеянное романтикой дело, которое манило юношей и девушек с горячими сердцами. А с другой стороны, возможно, сказалась и «семейная предрасположенность». Прадед по линии матери был штейгером – мастером на рудничных работах. А дед с отцовской стороны – мастером на участке , где готовили древесный уголь для металлургического завода в Белорецке.

В 1953 году, по окончании института, Борис Анатольевич с супругой Риммой Петровной приехал в Новотроицк, на Орско-Халиловский металлургический комбинат. Здесь ему довелось поработать на всех рудниках, обслуживающих главное предприятие. Каждый раз перед ним ставились очень серьезные задачи: развитие производства, повышение объемов добычи руды. А для их решения не всегда были необходимые условия, в том числе и бытовые. Так, переводясь на работу на Кумакский карьер, Борис Анатольевич сменил благоустроенную двухкомнатную квартиру в Новотроицке на саманный дом.

Вспоминая об этом периоде жизни, он отмечает, что радовался не только производственным успехам, но и тому, что руководству предприятия удалось создать условия для отдыха людей в поселке Кумак. Купили духовые инструменты, и появился на базе местного клуба оркестр, организовали футбольную команду.

Что поддерживало молодого специалиста? Прежде всего, ощущение важности своей работы для предприятия и всей страны. Не меньшее значение имела и поддержка супруги. Римма Петровна никогда не жаловалась  на бытовые условия и всегда была мужу первой и главной помощницей.

Борис Анатольевич любит цитировать Шарля де Голля: «Иди по трудному пути, там у тебя не будет конкурентов». Эти слова стали для него жизненным девизом. Где бы он ни работал – всегда отдавался делу по максимуму, не отступал перед сложностями.

Когда в 1960 году Б.Борцов возглавил Новокиевский рудник, с удивлением услышал неутешительные предсказания. Вечером, накануне первого рабочего дня, один из горняков с улыбкой сказал ему: «Через три месяца тебя снимут с должности». А утром – новое предположение от одного из ведущих специалистов: «Тебя если на полгода хватит – уже хорошо».

– Сказано это было без злорадства, даже с дружеским сочувствием, – отмечает Борис Анатольевич. – Я пошутил, вот как хорошо: вчера мне три месяца давали, а сегодня уже в два раза больше. Естественно, поинтересовался, что за проблемы у предприятия. Все оказалось банально просто: недостаток кадров,  устаревшая техника и как следствие – низкая выработка.

Первым делом Борис Анатольевич по-новому распределил персонал рудника – укрепил кадрами проблемные участки. Добился получения новых экскаваторов, самосвалов, электровозов. И уже через год объемы вскрышных работ были увеличены в два раза и доведены до 1 миллиона 100 тысяч тонн сортированной природно-легированной железной руды.

В пору работы на Новокиевском руднике пришлось ему решать еще одну сложную проблему – сокращение персонала. По ряду причин объемы производства приходилось снижать, и около 200 человек попадали под сокращение. А ведь большинство из них хотели остаться в горном деле. Борис Ана-

тольевич сделал все, чтобы люди не потеряли ни профессии, ни наработанного опыта. В течение трех месяцев он плотно работал с руководителями горных предприятий, договаривался, чтобы высвобождающихся людей трудоустраивали с предоставлением жилья и рабочих мест для  их жен.

– Честно говоря, ожидал, что будут обиды, – признается Борцов, – но работники отнеслись с пониманием к ситуации и впоследствии даже благодарили меня.

Справедливости ради, стоит сказать, что подчиненные не всегда поддерживали Бориса Анатольевича. Когда он после долгого перерыва вернулся на Аккермановский рудник и начал наводить порядок, нашлись те, кто ставил палки в колеса. Писали жалобы, настраивали коллектив против начальника. Но Борис Анатольевич всегда был против жестких методов руководства, он понимал, что рано или поздно люди сами во всем разберутся. Так в итоге и получилось. Но месяцы постоянного психологического прессинга дали о себе знать: однажды у Бориса Анатольевича сильно прихватило сердце, его срочно отвезли в больницу… К счастью, все обошлось.

В 1977 году Борцова назначили заместителем директора комбината по горным предприятиям – начальником горного управления. Он, хорошо знавший работу всех трех рудников, должен был усовершенствовать систему горного дела в целом.

– Меня ориентировали на перспективное развитие, – говорит он. – Речь шла о продолжении реконструкции непосредственно на рудниках, а также о повышении эффективности использования местных руд.

В новой должности ему довелось увидеть завершение работ, начатых им и его преемниками, – пуск первой очереди северо-западного карьера на Аккермановском руднике, оборудование новейшей техникой Кумакского карьера и многое другое.

После этого Борис Анатольевич три года был заместителем директора комбината по труду и кадрам, но потом всё же вернулся к любимому горному делу. И на пенсию ушел с должности начальника горного управления. Правда, до своего семидесятилетия работал там горным инженером.

Энергия «юной» души

– Желание работать было, и знаний хватало, но вот здоровье уже не то, – вздыхает он. – Командировки, практически двенадцатичасовой рабочий день… Все это очень тяжело давалось. Зато смог больше времени уделять родным и близким.

Семья у Бориса Анатольевича и Риммы Петровны – большая: два сына – Юрий и Петр, три внука Илья, Андрей, Борис, а также две правнучки – Дарья и Маргарита. 

Сегодня Борис Анатольевич не сидит без дела, входит в состав Совета старейшин при главе города и принимает активное участие в работе секции по образованию, культуре и спорту. 

В этой неуёмной энергии – вся суть его души.