Гвардеец труда. Новотроицк

Опыт трудом прирастает

Опыт трудом прирастает

Преподавателю химии школы № 23 Новотроицка Елене Гусевой есть за что любить свой предмет. Сотни вчерашних выпускников до сих пор ведут с ней разговор в социальных сетях по самым разным поводам. С радостью встретили они сообщение о занесении портрета Елены Анатольевны на городскую Доску почёта. «Как приятно, что у такого талантливого преподавателя училась я!». «Искренне радуюсь Вашим успехам …». 
На вопрос, как учитель достигает желаемого результата в обучении подрастающей смены, Елена Анатольевна говорит: «Необходимо постоянно пополнять багаж собственных знаний, серьёзно готовиться к каждому уроку, чтобы для ребят он был настоящим откровением». После этого добавляет: «На уроках не должно быть места скуке». 

С выбором профессии помогла мама

– С первого класса тянуло к математике, – начала рассказ о своём пути в профессию Елена Анатольевна. – Однако в 8 классе уроки химии заворожили так, что решила с ней связать судьбу. Мама посоветовала поступить в пединститут. Объяснение житейское: не будет ночных смен, командировок, что очень важно для семейной жизни. На том и решили. 

Поступила на естественно-географический факультет Оренбургского пединститута вчерашняя выпускница с первого раза, выдержав, кстати, большой конкурс. 

Помимо химии, на факультете профильной была и биология. Предмет не менее увлекательный, как и география. Но с большим желанием она занималась химией. Лабораторные работы приводили в восторг, здесь тео-

рия и практика действовали заодно. Не забыть и первых уроков в школах Оренбурга под началом опытных преподавателей. Ты ещё студент, а уже стоишь перед учениками и должен вести по всем правилам занятие. От волнения сердце замирает. Эти первые уроки, подобно лакмусовой бумаге, определяют: быть тебе хорошим педагогом или нет. От руководителя практики студентка Гусева услышала не только замечания по методике ведения урока, но и окрыляющие слова поддержки: «Вы не зря поступили в наш институт».

Быстро пролетели студенческие годы. Пришло время распределения. Не каждому выпускнику предоставлялась возможность ехать на работу в родной посёлок или город. Елене Анатольевне, как особо отличившейся, в этом не отказали. К тому же в родном городе в то время был дефицит преподавателей химии, биологии, географии, истории. В Орском пединституте учителей по этим предметам тогда не готовили. Потому и приходилось Елене Анатольевне, помимо химии, давать ещё и уроки географии – так сказать, в порядке необходимости. Непродолжительное время работы в школах № 6, 16 и 22. Сердцем же прикипела к 23-й, со дня её открытия. Коллектив дружный, да и в двух шагах от дома, что немаловажно, когда у тебя дети.

Учиться, чтобы учить других

Не зря по совету мамы и подсказке своего сердца выбрала Елена Анатольевна профессию педагога. Проходят годы, уже и пенсия по выслуге, а она этого не замечает. По-прежнему в поиске. В прошлом учебном году два ученика стали стобалльниками по ЕГЭ. Как и в первые годы работы, с той же настойчивостью передаёт она ребятам любовь к своему предмету. Что видим в осадке, выражаясь химическим термином? А то, что многие её выпускники по окончании школы стремятся поступать в те вузы, где химия является профильным предметом. Учитель высшей категории. Кабинет химии, который смело можно назвать её детищем, оснащен по всем правилам. Немало приложила сил, чтобы тут всё было под рукой и использовалось в нужную минуту на уроке. Рядом – лаборатория с химическими реагентами, множеством мензурок, измерительных приборов. Это хозяйство помогает вести многие годы лаборант Светлана Степановна Бариленко. В прошлом учебном году Елене Анатольевне было доверено дать мастер-класс для педагогов восточного Оренбуржья. Коллеги выразили ей благодарность, без слов понятно за что. Урок прошёл как одно мгновенье только потому, что никому не было скучно. Не случаен и следующий факт. Как-то при встрече директор гимназии Светлана Артемьева предложила Елене Анатольевне вести по субботам занятия по подготовке к ЕГЭ. Несмотря на большую занятость в своей школе, справляется и с этой работой. 

В личном портфолио педагога Гусевой – награды самого разного уровня. А главную радость, говорит она, испытываешь, когда идёшь в класс и знаешь, что тебя там ждут, готовы слушать. 

Беседа с педагогом затянулась. Хотелось из уст опытного просвещенца узнать, что думает она о дистанционном обучении, которое как снег на голову свалилось в связи с коронавирусом, каков ученик нашего времени по сравнению с тем, который рос без Интернета и смартфонов, каким требованиям должен соответствовать современный учитель, и о многом другом из области педагогики.

– В условиях пандемии, конечно же, дистанционное обучение показало себя настоящей палочкой-выручалочкой, – делает вывод Елена Анатольевна. – Трудно представить, что бы делали учебные заведения в этих условиях. Если сказать одним словом, была бы полная катастрофа. Но и переход на дистанционное обучение тоже грозит полной катастрофой. Никакой Интернет – пиши его хоть с большой, хоть с маленькой буквы – не заменит учителя. Только в классе при живом общении учителя с учениками можно добиться желаемой успеваемости. При этом я не говорю о воспитательной роли педагога. Не случайно же с этого учебного года вводится денежная надбавка за классное руководство, что, на взгляд моих коллег и мой собственный, следовало сделать давным-давно. А в век всевозможных ложных информационных вызовов, к которым, к сожалению, прикладывают свою руку и социальные сети, – тем более. Кто, как не учитель, помимо семьи, в этих условиях должен давать подрастающей смене правильные жизненные ориентиры? Вопрос весьма серьёзный.

Учениками довольна. Они такие, какими и должны быть в свои годы. Подвижные, любознательные. Вопросы задают самые неожиданные. Словом, дети своего времени. Педагог должен шагать в ногу со своими воспитанниками, чтобы лучше понимать их, выстраивать с ними правильные отношения. Здесь всё играет первостепенную роль – профессиональные навыки, кругозор, умение находить с ребятами общий язык ...

– Сегодня Новотроицк не только город металлургов, но и химиков. В дополнение к тем видам продукции, которые выпускались на химзаводе, недавно запущен завод по производству кальцинированной соды …

Я – патриот своего города, хотела бы видеть там своих учеников. Совместная профориентационная работа в этом направлении была бы всем только на пользу.

А что же ещё увлекает педагога?

– Чтение художественной литературы, особенно русской классики. «Войну и мир» перечитываю и всякий раз делаю открытия. Не зря один зарубежный писатель сказал, что он взял бы с собой на тот свет, кроме Библии, ещё и этот выдающийся роман-эпопею. На моей книжной полке – исторические романы. «Пётр I» Алексея Толстого – одно из любимых произведений. К чему перечислять? Нашей русской литературе цены нет. Об этом знает весь мир. Нам остаётся только пользоваться этим бесценным даром.

А ещё люблю выезжать за город. Наша семья родом из Башкирии. Меня тянет в те места. Не могу налюбоваться той природой. Какие там чудные леса, а какие грибы растут! Сваришь грибной суп – пальчики оближешь. Наше достояние – река Урал. Многие из приезжающих в Новотроицк завидуют нам. А что мы? Имеем, но не храним. Пластиковые бутылки от пива, воды по всему берегу. Сплошь и рядом какое-то тряпьё, окурки, срубленные для костра ветки …

Душа плачет, когда всё это видишь. Прежде чем войти в воду и позагорать, приходилось не раз заниматься уборкой. Иногда думаешь: неужели и мои ученики так же безжалостны к природе? Не верится! По крайней мере, не хочу верить!

А сколько деревьев вырубили в городе в последние годы? Это недопустимо – в степном городке губить зелёного друга только ради того, чтобы не заслонял он рекламу торговой точки. Власть объявила акцию «Посади дерево». Надеюсь, она заставит нас более бережно относиться к природе …

...Нет, неспроста с Еленой Анатольевной ведут разговор её бывшие ученики в социальных сетях. Она для них и сегодня остаётся Учителем.


Николай ЗЕЛЕНЮК.