Гвардеец труда. Новотроицк

Новая жизнь «старого» цеха

Новая жизнь «старого» цеха Новая жизнь «старого» цеха Новая жизнь «старого» цеха Новая жизнь «старого» цеха Новая жизнь «старого» цеха Новая жизнь «старого» цеха Новая жизнь «старого» цеха Новая жизнь «старого» цеха Новая жизнь «старого» цеха

25 марта Новотроицкий завод хромовых соединений отметит свой очередной день рождения. А через два года – шестидесятилетний юбилей. Сегодня мы вспоминаем основные вехи истории одного из его основных подразделений, тем более для этого есть значительный повод. 

Да, этому цеху в этом году исполнится 57 лет. Он был введен в строй действующих в далеком 1964-ом, на следующий год после запуска Новотроицкого завода хромовых соединений. И  всегда выпускал продукцию, необходимую различным отраслям промышленности. 

Это подразделение предприятия имеет богатую историю и за более чем полувека работы в его стенах прошло немало реконструкций – многие заводские продукты проходили апробирование именно на его базе.

Цех сернистого натрия – именно так он назывался по наименованию своей первой продукции - построили по технологии, разработанной Уральским научно-исследовательским химическим институтом. До его пуска такое же производство было уже освоено на ряде предприятий страны. 

Но, как говорится,  гладко было на бумаге...  Реализация проекта в Новотроицке не обошлась без трудностей. Технологическая нитка цеха не пошла сразу, и заводчане стали менять набор оборудования, его компоновку. Возникли непредвиденные проблемы с выплавкой, фильтрацией и упариванием продукта.  Цех был полностью переоборудован. Практически, от первоначального проекта не осталось ничего, кроме самого здания. 

Вот где был проявлен полет творческой мысли заводских специалистов! И их титанический труд! В результате этих слагаемых, уже с новой технологической начинкой, пройдя через многосменные пусковые авралы, цех заработал. 

Сернистый натрий текстильщики применяли для производства красителей для ткани, металлурги – для расплава, горно-обогатительные комбинаты - для обогащения руд. А сколько кожевенных предприятий России, Украины, Белоруссии и Узбекистана использовали его при обработке кож! 

Вначале сернистый натрий выпускался в металлических барабанах монолитом, то есть он заливался в тару в жидком виде и там застывал. И это создавало определенные трудности у потребителей.

Вот, к примеру, у соседей, на горно-обогатительном комбинате в Гае на приемке сырья работали бригады, состоящие преимущественно из женщин. Барабаны развозили по цехам на погрузчиках, но разбивалась продукция, застывшая в монолит,  вручную. Кувалдами. И зачастую женскими руками. 

Такая же ситуация была и на Тырныаузском ГОКе в Кабардино-Балкарии. Вот потребители и просили найти способ выпуска сернистого натрия в сыпучем виде. И начальник ПТО Агафон Окулов, начальник ПКО Генри Лидман и инженер-исследователь Наталья Волкоморова с коллегами нашли способ получения гранулированного продукта.

Но вот, правда, вспоминается и прямо противоположный случай. Снабженцам крупнейшего ГОКа в узбекском Алмылыке для облегчения приемки и использования был предложен вариант поставки этой продукции в мягкой таре – контейнерах типа Биг-бэг или МКР. И они отказались. Было сказано буквально следующее: «Зачем? Мы после выгрузки металлический барабан распускаем на полосы и продаем населению». Такая вот южная предприимчивость!

 Но, тем не менее, новой технологией заинтересовались не только покупатели, но и производители. Перенимать опыт химиков НЗХС приезжали инженеры родственных предприятий из Первоуральска и Актюбинска.

Мы вспоминаем этапы развития цеха с Виктором Эдуардовичем Графом. Он -  безусловный авторитет завода, инженер- исследователь, специалист, досконально знающий все производство, 50 лет он идет по своему славному  трудовому пути вместе с заводом, руководил многими его участками и подготовил десятки учеников.    

«Мы не почивали на лаврах, - замечает ветеран. - Всегда уделялось большое внимание качеству готовой продукции. И решение вопросов его повышения было не только требованием тогдашнего директора завода Геннадия Яковлевича Аликина. Это понимали и в цехе: отлично трудились Василий Тимашев, Евгений Котешов, Владимир Князев, Анатолий Еськов, киповец Николай Ермаков. Аппаратчики и электрики, загрузчики и слесари – весь коллектив работал как единый механизм. Причем «не замыкались» только на работе. Активно занимались спортом, участвовали во всех заводских мероприятиях, в художественной самодеятельности. И продолжали развивать производство. В 90-е годах мы освоили выпуск еще двух видов сернистого натрия – чешуированного и кристаллического». 

Более 30 лет новотроицкий завод снабжал этой продукцией различные  комбинаты, фабрики. Но в процессе многолетнего выпуска выявлялись и своеобразные «подводные камни». Одним из них было то, что для выплавки сернистого натрия в плавильных печах использовался кокс, который НЗХС закупал на стороне, и не в малых количествах. Стоимость кокса на тот период постоянно росла, а иногда его поставки вообще срывались. А НЗХС всегда стремился - и делает это сейчас - применять завозное сырье в своем производстве по минимуму, и, наоборот,  максимально использовать свою продукцию для дальнейшего передела. Эта стратегия предприятия и плюс возросшая конкуренция других производителей диктовали необходимость перепрофилирование цеха на выпуск другой продукции.

«Был еще один очень важный момент, который подтолкнул к принятию такого кардинального решения, - вспоминает В.Э.Граф. – Это снижение спроса. В приснопамятные 90-е годы, при ломке привычного уклада и замене планируемой экономики на рыночную, немногие предприятия – единицы! - смогли без потерь пережить эти реформы. ГОКи практически перестали потреблять сернистый натрий, российские производители кожи и текстиля работали не на полную мощность. Конечно, это был временный период, но он мог затянуться и надолго. А ждать у моря погоды, то есть благоприятной конъюктурной ситуации – не в наших правилах».   

А вот своим правилам заводские умы не изменили. Отказавшись от выпуска зависимого от поставщиков сырья продукта, они предложили свой, полноценно заводской. В 1997 году на базе цеха запустили новое производство, освоив его по отлаженной специалистами завода технологии переработки побочного продукта – валового бихромата натрия. Сырьем являлся сульфат-сырец, который поступал из цеха хромовых соединений №2, а затем перерабатывался в готовый продукт – сульфат натрия.

Отделом сбыта во главе с начальником Ларисой Грошковой были найдены новые рынки, налажены связи с потенциальными покупателями, сотрудничество с которыми затем продолжилось многие годы. География поставок, как и назначение нового заводского продукта, были обширны. Сульфат натрия широко применяется в целлюлозно-перерабатывающей промышленности для выпуска бумаги, в стекольной – для листового стекла и стеклотары, в химической отрасли - для производства синтетических моющих средств. Именно последнее направление его назначения имело  набольший вес в поставках заводской продукции конечным потребителям. Ежемесячно около 6000 тонн сульфата отгружались в адрес крупнейших производителей СМС.  

Мало кто знает, но в каждой пятой пачке стирального порошка, выпускаемого всеми ведущими производителями, как российскими, так и международными, был продукт НЗХС, а, значит, и доля труда заводчан.

Навечно вписали свои имена в историю цеха руководившие им в разные годы Иван Ровенский, Василий Решетников, Николай Бекметьев, Виктор Граф, Анатолий Рогачев, Игорь Грдличко, Сергей Долгушин, ветераны Дмитрий Гольтраф, Алексей Дырявых, Владимир Бельков, Евгений Цыцарев, Владимир Царев, Владимир Ушаков.   

Десятилетиями партнеры завода получали востребованную продукцию. Казалось бы, работает цех с полной загрузкой, завод получает прибыль, что еще надо? Но кроме очевидных плюсов выпуска и реализации пользующегося спросом продукта, есть и невидимые особенности, рано или поздно заставляющие разумного, работающего на перспективу производителя искать новые пути развития завода.  

Еще в 2000 году на проходящей в Киеве международной конференции по поверхностно-активным веществам автор этих строк видел презентацию одной французской фирмы. Таблетка размером с ноготок по эффективности, то есть по объему отстиранного белья заменяла целую пачку. Это было началом широкомасштабного захода нового направления моющих средств на постсоветский рынок. Прогресс не стоит на месте: сейчас выпускается и продается множество жидких, гелеобразных, концентрированных средств, капсул, все больше заменяющих привычный многим хозяйкам порошок. Дни его, отнюдь, не сочтены. Но производители, как самого традиционного стирального средства, так и его компонентов ищут пути дальнейшей модификации своих продуктов.

Генеральный директор АО «НЗХС» Василий Измалкин, естественно, уже тогда понимал, что наступит время и придется перестраивать налаженное производство. Под его руководством команда исследователей, технологов предприятия опять сработала на опережение. Сейчас цех по производству сульфата натрия прекратил его поставки на сторону, но не завершил производство. 

В прошлом году запустился Новотроицкий содовый завод, и сегодня цех работает в кооперации с ним, подготавливая и отгружая для него раствор сульфата натрия. НЗХС, в свою очередь, от завода-партнера получает соду, снизив зависимость в данном сырье от прежних поставщиков-монополистов. 

С годами цех с историческим порядковым номером 3 не остановился в своем поступательном движении вперед, он живет, работает и уже выпускает новую для завода продукцию – бихромат калия. Буквально за полгода огромный объем работ был выполнен работниками двух участков ремонтного цеха предприятия, старое оборудование уступило место новому. Заводскими специалистами были проверены и настроены все агрегаты, технологические узлы, вспомогательные устройства и механизмы. Пробные пуски – позади, и есть новый продукт. А это уже новая страница истории цеха и всего предприятия.

Фото:

1. Плавка сернистого натрия. Цех №3;
2. Генеральный директор НЗХС В.И.Измалкин награждает В.Э.Графа в День химика 25.05.2005;
3. Плавка сернистого натрия в шахтных печах Цех №3;
4. Хор художественной самодеятельности цеха №3;
5. Соревнование среди пятиугольников цехов предприятия. Январь 1987 года. Команда цеха №3. На снимке: второй слева - И.В.Грдличко, четвертый-начальник цеха А.П.Рогачев, крайний справа-спорторг П.Шинкарев;
6. Смотр художественной самодеятельности завода. Выступает хор цеха №3;
7. Склад готовой продукции цеха;
8. Начальник цеха №3 А.П.Поликарпов;
9. Отгрузка сульфата натрия потребителям. 2018 год.

Сергей ГАВРИЛИН,
руководитель пресс-службы Новотроицкого завода хромовых соединений.