Гвардеец труда. Новотроицк

Право на вечную память…

Право на вечную память…

Семьдесят семь лет назад смолкли залпы орудий Великой Отечественной, но на полях сражений все еще остаются останки советских воинов, не вернувшихся из боя. Восстановить право на достойное захоронение и вечную память – задача современных поисковиков.

Они были первыми 

В апреле 2013 года было создано Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Однако не стоит думать, что сама по себе поисковая работа в нашей стране началась всего лишь десять лет назад. Как отмечает руководитель Новотроицкого поискового отряда «Уралец» Юрий Комароцкий, ее истоки уходят в сороковые.

– Пионерами поисковой работы можно назвать ветеранов и участников Великой Отечественной войны. Они хорошо помнили, что многие из их однополчан не были преданы земле. Поэтому по возвращении домой они по личной инициативе начали заниматься поисками и захоронениями. К ним присоединялись родственники, друзья, соседи. Энтузиастов становилось все больше, – рассказывает Юрий Иванович. – Росту их числа способствовали и популярные в шестидесятых годах походы по местам боевой славы: комсомольцы выезжали в регионы, где сражались сформированные у них на родине воинские части, возлагали венки к памятникам, собирали экспонаты для музеев. Занимаясь этим, они узнавали, что на местах боевых действий все еще лежат солдатские тела, не получившие последнего пристанища, и присоединялись к поискам.

Здесь одними из первых были студенты казанских вузов (будущие педагоги и авиаторы), чьи зимние походы до сих пор известны под названием «Снежные десанты».

По официальным данным, в настоящее время «Поисковое движение России» объединяет более 1500 поисковых отрядов, в рядах которых – свыше 45 тысяч человек всех возрастов. География поисковой работы обширна и касается всех уголков нашей страны, которые затронула Великая Отечественная война.

Новотроицкие поисковики: как всё начиналось

У истоков местного движения поисковиков стояли ветераны-афганцы Андрей Подлинных и Николай Исаев.

– Николай Исаев работал на комбинате, – вспоминает Юрий Комароцкий. – Поисковой работой он заинтересовался во время поездки в Пхеньян в составе областной делегации на Всемирный Слет молодежи и студентов. Там он познакомился с комсомольцами из Новгородской области, рассказавшими ему в дружеской беседе о поисковой деятельности, которую вели. Съездив в гости к новым товарищам, Николай решил создать аналогичную организацию и в Новотроицке. Местное руководство комсомола поддержало его инициативу, и Николай Исаев отправился за добровольцами в металлургический техникум, где я в то время работал учителем физкультуры. 

В 1990 году собранная им группа выехала в Новгородскую область. А в 1990-м была организована следующая экспедиция, к которой присоединился Юрий Комароцкий.

– Сначала у нашего отряда не было названия. Мы как-то даже не задумывались об этом, – говорит Юрий Иванович. – Имя нам, можно сказать, дали наши коллеги, во время встреч и совместных походов, называя нас уральцами. И уже в 1996 году наш отряд получил официальный статус. В 2008 году он был зарегистрирован в качестве юридического лица. 

Веяние времени

Говоря о том, что изменилось за годы развития поисковой деятельности в стране, Ю.Комароцкий отмечает:

– Сейчас стало гораздо больше упорядоченности. Раньше поисковики просто брали лопаты в руки, поднимали останки тел воинов, хоронили, а найденные предметы передавали в местные музеи. Если удавалось найти медальоны или другие предметы, с помощью которых можно было идентифицировать личности павших воинов, то предпринимались элементарные методы для розыска родных. Например, отправлялись письма на родину погибшего солдата. Понятно, что при таком подходе можно было упустить много важного и даже повредить ценные артефакты.

Сейчас же ведется подробнейшее документирование каждого действия поисковиков: составляются протоколы, карты эксгумации и многое другое.

По велению души 

– Полевая деятельность сопровождается скрупулезной работой в архивах, – подчеркивает Юрий Иванович. – Приступая к работе на каждой конкретной локации, поисковики, в частности, выясняют: какие боевые действия здесь велись, какие воинские соединения в них участвовали (вплоть до списочных составов), сколько советских солдат погибло.

Таким образом поисковики имеют возможность сопоставить результаты своей деятельности на территории каждой конкретной битвы с данными, полученными коллегами.

Кроме того, в настоящее время уже сделаны первые шаги по внедрению технологии идентификации останков посредством ДНК-тестов.

Тем не менее главным потенциалом работы Юрий Комароцкий считает энтузиазм современной молодежи, которая не теряет интереса к поисковой деятельности.

– Новички приходят в «Уралец» по самым разным причинам: за компанию с друзьями, из любопытства, в поисках походной романтики – всего и не перечислить, – объясняет он. – Но остаются только те, для кого поисковая деятельность – веление души. Интерес молодежи к этой работе, к тематике Великой Отечественной войны не иссякает. Во многом он подпитывается семейными традициями. Ведь, как поется в известной советской песне, «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». Когда же меня спрашивают: «Много ли еще предстоит трудиться, чтобы воплотить в жизнь право на светлую память всех погибших советских солдат?», я отвечаю: работы хватит еще и нашим внукам.