Гвардеец труда. Новотроицк

Молчаливые свидетельства великого подвига

Молчаливые свидетельства великого подвига Молчаливые свидетельства великого подвига Молчаливые свидетельства великого подвига Молчаливые свидетельства великого подвига Молчаливые свидетельства великого подвига Молчаливые свидетельства великого подвига

Музей городского поискового отряда «Гамаюн» действует седьмой год. Сегодня количество его экспонатов исчисляется сотнями, и все они – находки поисковиков, обнаруженные в местах боев Великой Отечественной в Новгородской области.

– Музей был открыт на четвертый день рождения нашего отряда, – рассказывает руководитель «Гамаюна» Виталий Казаков, – благодаря поддержке директора школы Зинаиды Ивановны Гузеевой и ее бывшего заместителя по воспитательной работе Оксаны Евгеньевны Нестеровой. 

Постоянная экспозиция размещена в рекреации второго этажа, будучи таким образом открытой как для школьников, так и гостей учебного заведения. И конечно, здесь постоянно проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию.

Самые ценные находки

– Для ребят, посещающих наш музей, особенно впервые, наибольший интерес представляют экспонаты, напрямую связанные с военной тематикой, – оружие, патроны, снаряды, элементы обмундирования, – говорит Виталий Владимирович. – Однако для поисковиков самой ценной находкой являются солдатские медальоны, в которых хранятся вкладыши с персональными данными бойцов: именами, датами рождения, сведениями о месте рождения и ближайших родственниках. В качестве их использовались карболитовые и стеклянные капсулы, металлические ладанки или гильзы от патронов. Именно медальоны – свидетельства, позволяющие установить личность павшего воина, сообщить потомкам о его судьбе и похоронить его на родине. 

Так, благодаря солдатскому медальону, обнаруженному при одном из погибших красноармейцев в 2018 году в Чудовском районе Новгородской области, удалось установить личность и судьбу бойца Константина Федоровича Веснина. Из информации, хранившейся в медальоне, удалось узнать, что он родился в 1912 году  в Архангельской области, Онежском районе, деревне Усолье. По данным «Мемориала» следует, что младший лейтенант Веснин погиб 29 апреля 1942 года у деревни Спасская Полисть. Последнее место службы – 1242 полк 374 стрелковой дивизии. Родные Константина Федоровича были найдены, сам он – захоронен с воинскими почестями на родине.

У нас хранится посвященная ему экспозиционная подборка: личные фотографии, документы, письма, фотография.

Личные вещи

– Именные вещи бойцов, которые также представлены в нашей постоянно действующей экспозиции, не всегда позволяют установить личность владельцев, – продолжает Виталий Казаков. – В 2014 году во время очередной экспедиции наши ребята обнаружили останки советского солдата, при котором была ладанка с цепочкой, выполнявшая функцию медальона, и ложка. К сожалению, ладанка – не самое надежное хранилище для бумажного вкладыша. Удалось узнать лишь воинское звание бойца – сержант – и его инициалы – Д.В.А. Причем о последнем сложно заявлять со всей уверенностью: ведь солдат, чьи инициалы нацарапаны на ложке, легко мог обронить свою вещь или отдать ее в пользование другому человеку. Случалось, что предмет по несколько раз, что называется, менял своего владельца.

Или возьмем крышку от алюминиевого портсигара, на котором выбито: «Память Волховского фронта. Бондаренко В.В. 14-X 1943 год». Она обнаружена в 2011 году. В списках погибших на территории работы экспедиции такой человек не значится.

Еще интереснее дело обстояло с найденным в 2013 году котелком, на котором было полное имя бойца – Алексей Иванович Ярославцев. Боец с таким именем погиб в 12 км от места обнаружения котелка. Поэтому, к сожалению, с полной уверенностью нельзя идентифицировать личность владельца.

Отражение эпохи

– Во время мероприятий, проводимых в музее, дети узнают не только об истории Великой Отечественной войны и поисковом движении, – отмечает Виталий Казаков, – но и знакомятся с бытом ушедшей эпохи. Многие предметы, считавшиеся в сороковые годы самыми обычными, сегодня воспринимаются как диковинные. Даже такая привычная еще для наших отцов опасная бритва незнакома нынешним школьникам, как и парафиновые свечи. К слову, такие предметы часто обнаруживаются во время экспедиций. И уж совсем антиквариатом в глазах современной молодежи выглядят авиационные часы, выпускавшиеся на первом часовом заводе имени Кирова в столице. Мы обнаружили их в ходе экспедиции 2015 года. Красноармеец использовал их в качестве карманных. Большую редкость в настоящее время представляют серебряные часы мастера Генри Лейба, найденные в 2012 году. На крышке – вензель первого владельца.

В недолгие часы затишья

– С точки зрения изучения быта военных лет, очень интересны найденные в разные годы экспонаты, которые мы называем «окопным творчеством»: различные предметы, изготовленные руками солдат в недолгие часы затишья, во время передышки между боями, – рассказывает Виталий Владимирович. – Оторванные от мирного труда люди не утратили тягу к созиданию.

Источником материала нередко выступала обычная орудийная гильза. Ее разрезали на части, металл шел на изготовление, например, пряжек для ремней или значков, которые крепились к верхней одежде или использовались в качестве заклепок на брючных ремнях. В нашей экспозиции представлена гильза с уже срубленным верхом, вырезанные из нее заготовки для пряжек и заклепка.

Или вот другой пример: выложенные единым комплектом ложки, три из которых являются самодельными. Одна, очевидно, вырезана из солдатского котелка, другая – сплавлена из двух, а еще одна – отлита кустарным методом.

Среди обнаруженных нами мундштуков также нередко встречаются незаводские экземпляры.

– «Гамаюн» выезжает в поисковые экспедиции дважды в год, – говорит Виталий Казаков, – и каждый раз наш музей пополняется новыми экспонатами. Это позволяет проводить большое количество мероприятий, сохраняя память о подвиге наших предков.