Гвардеец труда. Новотроицк

Сельская учительница

Сельская учительница

Публикация в «ГТ» от 5 октября 2022 года.

Самая большая награда в моей профессии – видеть горящие интересом глаза детей. Радость от осознания того, что твои слова затронули юные души, нашли отклик в сердцах, невозможно ни с чем сравнить. Наверное, в этом и заключается главное вознаграждение педагогического труда.

Такими словами учительница химии и биологии школы № 4 села Хабарное Наталья Хохлова ответила на вопрос: «Что самое приятное в вашей работе?».

Педагогический стаж Натальи Васильевны – почти тридцать лет, и она утверждает, что за все эти годы ни единожды не пожалела о выборе профессии.

Любовь с первого урока

Наталья Васильевна признается, что работа в школе не была ее детской мечтой: никаких игр в уроки-переменки с подружками, никакого обучения кукол и плюшевых игрушек правописанию и математике. Наша героиня видела себя в исследовательской деятельности. С восторгом смотрела фильмы об ученых и видела себя одной из их героинь – в белом халате, латексных перчатках, работающей с пробирками и сложным оборудованием.

Возможно, поэтому ее так и захватила химия. Тем более, что учительница химии хабаринской школы, где обучалась юная Наталья, Сания Урынбаевна Исалдинова проводила уроки очень увлекательно.

– Окончив школу, поступить в химико-технологический вуз я не смогла: в Оренбуржье такового  не имелось, а отпустить меня за пределы области родители не захотели, – с улыбкой вспоминает Наталья Васильевна. – Мне пришлось выбирать между медицинским и педагогическим образованием. От первого варианта я отказалась довольно быстро: достаточно было вспомнить, как сильно я, что называется, боюсь крови. И вот методом исключения я остановилась на Оренбургском государственном педагогическом институте.

Возможно, кто-то и воспринял бы подобный поворот событий как измену мечте. Но не из таких Наталья Васильевна: на манер героини фильма «Королева бензоколонки» она изменила мечту.

А поворотным моментом стал первый урок.

– Свой первый урок я провела во время педагогической практики, – рассказывает Наталья Хохлова. – Я объясняла семиклассникам тему «Копытные животные». В классе были не только школьники, но и мои преподаватели, поэтому я волновалась. Но, начав занятие, увидев реакцию детей на свои слова, их заинтересованность, испытала невероятное, практически артистическое вдохновение. Подводя итоги урока, я с удовольствием увидела: ребята успешно усвоили материал, правильно отвечали на мои вопросы, задавали свои, уточняющие. Вот тогда я и поняла, что быть учителем – мое призвание.

Вехи большого пути

– Получив диплом, я начала свою педагогическую деятельность в городском профессиональном училище № 22, – говорит Наталья Васильевна. – Здесь я проработала 14 лет: преподавала химию и биологию. Об этом времени у меня сохранились самые положительные воспоминания: руководители и опытные преподаватели окружили молодых учителей заботой, всемерно помогали. Я ощутила себя частью сплоченной педагогической семьи. Со студентами было работать очень приятно: активные и дружелюбные, они с энтузиазмом участвовали в самых разных мероприятиях внеклассной деятельности – конкурсах профессионального мастерства, фестивалях, концертах, экскурсиях, выездах на картошку.

Когда училище № 22 прекратило свое существование, Наталью Хохлову перевели в строительный техникум, но через несколько лет она перешла в школу № 15 по приглашению ее директора Н.Тарских.

– Под руководством Натальи Александровны я смогла раскрыть для себя творческую сторону учительской профессии, – отмечает Наталья Васильевна. – Директор большое внимание уделяла развитию научно-исследовательских интересов и академических способностей детей. Я включилась в уже существующую систему научно-практической деятельности. Ежегодно от 2 до 4 моих учеников писали исследовательские работы по биологии, которые затем защищали на городских конференциях. Лучших отправляли представлять Новотроицк на областные научно-практические конференции.

Наталья Хохлова подчеркивает, что при выборе тем для проектов она всегда ориентируется на желания учеников.

– Бывает, заметив интерес ребенка к той или иной теме, я предлагаю ему провести исследование, чтобы лучше разобраться в ней, – рассказывает она. – А случается, что ученик сам подходит ко мне и спрашивает, можно ли написать проект. Моя задача – направить начинающего исследователя: порекомендовать литературу по выбранному вопросу, интернет-источники информации, составить план и график работы.

Успехами своих ребят на научно-практических конференциях Наталья Васильевна гордится не меньше, чем победами и призовыми местами в городских и областных олимпиадах по биологии.

Примерно шесть лет назад наша героиня перешла в школу Хабарного – по предложению директора Тамары Петровны Зыбиной.

– Я согласилась в том числе и потому, что мы с мужем Вячеславом Валерьевичем уже переехали из Новотроицка в Хабарное, – объясняет наша героиня. – Кстати, приятным сюрпризом для меня стало то, что среди моих учеников оказались сыновья и дочери моих же студентов-хабаринцев из профессионального училища № 22.

Вера в себя

Начав работу в школе Хабарного, наша героиня продолжила развивать исследовательские интересы своих подопечных, вовлекая их в научно-практическую работу. Во главу угла – как обычно – ставит склонности учеников.

– Однажды подходит ко мне семиклассница и с удивлением рассказывает, что обратила внимание: у сорванных в разных местах одуванчиков цветы выглядят не полностью одинаково, – приводит она пример. – Я искренне похвалила девочку за внимательность и предложила ей написать исследовательскую работу на тему «Фенотипические изменения одуванчика лекарственного».

Понятно, что, серьезно занимаясь этим вопросом, ученица развила академические навыки, изучила местные растения и – в качестве приятного бонуса – получила ситуацию успеха и укрепила веру в свои силы, ведь она успешно справилась с поставленной задачей.

Или вот такой пример. Восьмиклассница Вероника Немова спросила, может ли она выступить на уроке с небольшим докладом по теме «Темперамент». Девочка изучила дополнительную литературу и хотела поделиться с одноклассниками новыми знаниями. Подобные инициативы я только поощряю. Ребятам выступление девочки тоже понравилось. И вот в начале следующего учебного года она сообщила, что на летних каникулах много читала о человеческом темпераменте, тестировала своих знакомых, а также изучала по доступным ей материалам психологические особенности великих ученых и известных людей. Девушка буквально загорелась этой темой. Решение о написании исследовательской работы даже не обсуждалось.

Большое внимание Вероника уделила практической стороне вопроса: анкетировала и тестировала своих одноклассников, а потом – дала каждому рекомендации по выбору профессии. 

Сейчас девушка в 10 классе и продолжает свое исследование. Проект получается солидным и детально проработанным. Думаю, мы сможем представить его на научно-практической конференции. При этом Вероника заинтересовалась не только психологией, но и физиологией и мечтает после школы поступить в медицинский вуз.

Инструмент воспитания

Наталья Васильевна твердо уверена: главная задача учителя – воспитательная. Ребенку нужно не только дать качественные знания, позволяющие ему успешно получить образование в избранной сфере, но и помочь ему найти себя в жизни, стать хорошим, неравнодушным человеком.

Изучение школьных предметов, научно-исследовательская деятельность – это важные инструменты воспитания. Но ничуть не менее значимым является личный пример учителя.

Опытный и сильный педагог, Наталья Васильевна не только дает крепкие знания по своим предметам. Она доносит до ребят, как это естественно – быть чутким к другому человеку, проявлять взаимоуважение, прислушиваться к чужому мнению. А делает она это – ежедневно: будучи искренней, по-доброму требовательной и справедливой в отношении своих учеников, давая каждому шанс проявить себя без риска быть неправильно понятым. И пусть дети не сразу осознают вложенное в них добро, но с возрастом они обязательно начинают ценить усилия своего учителя. Домочадцы Натальи Васильевны не удивляются тому, что ее бывшие ученики постоянно звонят ей, приходят в гости, приглашают на семейные торжества.

Когда вчерашние выпускники вместе с любимой учительницей листают старые фотоальбомы, за чашкой чая вспоминают дела минувших дней, заново переживая курьезы и триумфы школьного прошлого, в их глазах загорается тот самый свет, который показывает – педагог смогла коснуться их души. И теплый след этого прикосновения до сих пор согревает уже повзрослевших людей.