Гвардеец труда. Новотроицк

Быть мамой – счастье, призвание и профессия

Быть мамой – счастье, призвание и профессия Быть мамой – счастье, призвание и профессия

Архив "ГТ" от 23.11.2022 г.

27 ноября в России отмечается День матери. Учитель начальных классов школы № 15 Новотроицка Ольга Алексеевна Александрова в этом году принимает участие в городском конкурсе «Сердце матери – сердце Отчизны» в номинации «Как хорошо под маминым крылом». Быть мамой для неё – не только счастье, но и призвание. А еще – работа: оказать на юную душу практически родительское влияние – профессиональная привилегия первой учительницы.

Пример для подражания

Первая учительница занимает особое место в сердце каждого человека, нередко становясь именно той женщиной, которую хочется назвать второй мамой: зачастую дети доверяют ей свои секреты, делятся с ней мечтами и надеждами. Подходят перед уроком, чтобы просто обнять и ощутить ее тепло и поддержку. Стремятся быть на нее похожими.

Сама Ольга Алексеевна на всю жизнь запомнила свою первую учительницу. 

– Элла Абрамовна Ситникова была для нас, своих учеников, примером для подражания, – рассказывает она, – мы невольно копировали ее манеру речи, жесты, старались соответствовать ее требованиям. От нее мы получали не только первые знания, но и первые уроки жизненной мудрости. На мое решение стать учителем начальных классов, несомненно, повлияло восхищение, с которым я к ней относилась. До сих пор я равняюсь на нее. И очень приятно замечать, как мои собственные ученики подражают мне, используя привычные для меня обороты речи и манеру поведения.

Общий педагогический стаж Ольги Александровой составляет 25 лет, 15 из которых она после того, как вместе с семьей приехала из Актюбинска в Новотроицк, работает в школе № 15. На протяжении профессионального пути длиной в четверть века в жизни нашей героини происходило всякое, но любовь детей, их горящие глаза всегда оставались тем спасательным кругом, который помогал ей пережить любые неприятности.

– Когда становится особенно сложно, я думаю о своих дочках, вспоминаю ребят, которые придут ко мне в класс, и силы появляются вновь, – делится она.

Желание дать своим ученикам как можно больше вдохновило нашу героиню на получение второй профессии: четыре года назад она окончила курсы профессиональной подготовки по специальности «Педагог-психолог образовательного учреждения» и теперь ведет для учеников начальной школы развивающие занятия. В первую очередь они рассчитаны на детей с ограниченными возможностями здоровья. Тем не менее психологическую поддержку Ольги Алексеевны может получить любой из ее воспитанников.

Творческий импульс семьи

Существует расхожее мнение о том, что женщине-учительнице не хватает времени на собственных детей. В отношении Ольги Алексеевны это утверждение не работает.

– Найти время для общения с детьми – задача выполнимая, – считает она. – Сопровождающиеся разговорами совместные бытовые хлопоты, поход по магазинам или прогулка для детей не менее важны, чем посещение мероприятий, выход в парк или в кино. Даже если у женщины к концу дня, выражаясь языком мамы Дяди Федора, еле-еле сил хватает телевизор смотреть, она может сделать это, сидя рядом или в обнимку с сыном или дочерью. Поверьте, для ребенка достаточно даже «вместе помолчать», чтобы ощутить любовь близкого человека.

Что же касается нашей героини, то ее супруг, Евгений Борисович, и дочки – Виктория и Дарья – нередко оказываются включенными в учительскую деятельность.

С мужем и старшей дочерью Ольга Алексеевна может посоветоваться относительно новых идей, а наблюдение за младшей помогает ей понять, какой подход стоит применить к ученикам в той или иной ситуации.

А случается, что творческие идеи выдвигают и сами домочадцы.

– Однажды я готовилась к уроку по теме «Глаголы прошедшего времени» и все думала, как бы сделать для ребят изучение этого вопроса интересным и даже захватывающим, – рассказывает Ольга Александрова. – И тут моя Виктория, которая на тот момент была уже студенткой, предложила: «Давай организуем для них видеозвонок!».

Представьте: начинается урок, дети «предвкушают» череду трудных упражнений, а я им говорю: «Ребята, я получила для вас видеосообщение». Ученики оживляются. На экране появляется моя Вика и говорит примерно следующее: «Ребята, моим иностранным сокурсникам срочно нужно выполнить задание на тему «Глаголы прошедшего времени», а они совсем не разобрались в этом вопросе. Помогите, пожалуйста, а то они получат плохие отметки и не заработают стипендию». С каким удовольствием дети выполняли упражнения – надо было видеть!

Еще один красноречивый пример. В начале учебного года Ольга Алексеевна узнала, что не все ее ученики прочитали предложенную на лето литературу. Что делать? Заставлять мальчиков и девочек читать «программные» книжки из-под палки? Или вовлечь их в чтение произведением, которое однозначно вызовет интерес? Второй вариант, безусловно, лучше. Но какую книгу выбрать? Проанализировав интересы младшей дочери Даши, учительница выбрала «Бронзовую птицу» писателя Анатолия Рыбакова. Вот где есть все то, что так любят школьники: история дружбы, приключения, разгадка овеянной ореолом мистики тайны.

– Результат превзошел все мои ожидания! – говорит она. – Книгой увлеклись не только сами дети, но и их родители: бегали по библиотекам, покупали в магазинах, скачивали с Интернета. Конечно, это повысило результаты работы по привлечению ребят к литературе.

Мамина гордость

Принять участие в конкурсе «Сердце матери – сердце Отчизны» Ольге Алексеевне и другим учителям школы № 15 предложила директор Наталья Александровна Тарских.

– Я выбрала номинацию «Как хорошо под маминым крылом», поскольку дочери – моя главная любовь и гордость, – рассказывает наша героиня. – Виктория окончила школу с золотой медалью, бакалавриат в Самарском Государственном техническом университете – с красным дипломом и сейчас учится в магистратуре на бюджетном отделении. Получает специальность «Техносферная безопасность. Защита в чрезвычайных ситуациях». Дарья хорошо учится, пятый год занимается в народном ансамбле танца «Молодость» во Дворце культуры металлургов, а также пением – в городском Центре развития творчества детей и юношества.

В школьные годы Виктория активно участвовала в проектной деятельности, а сегодня исследовательской работой с увлечением занимается Дарья. В прошлом году она заняла первое место на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку» с проектом «Изготовление конфет в домашних условиях». Девочка увлеклась идеей приготовить сладости, которые будут не только вкусными, но и полезными. Как обычно, ее главными помощниками стали родители: мама помогала осваивать новые рецепты и пользоваться кухонными принадлежностями, а папа взял на себя роль первого «тестировщика».

Наша героиня не скрывает, что хотела бы стать одной из победительниц конкурса, но уже сейчас понимает – основной приз она уже получила: готовя портфолио, выбирая подходящие документы и фото, она словно заново «перелистала» свою жизнь и жизнь своих дочерей. Вновь порадовалась их успехам и достижениям.

– Мне хочется, чтобы жизнь моих дочерей была полной и насыщенной положительными эмоциями, – отмечает Ольга Алексеевна. – И я очень рада, что прошлым летом нам с мужем удалось исполнить мечту Дарьи: мы с ней съездили в Москву, посетили главные достопримечательности столицы. Причем все вышло еще лучше, чем задумывалось изначально: к нам на один день смогла присоединиться проживающая сейчас в Самаре Виктория. Совместное фото на Красной Площади, несомненно, станет одним из главных в нашем семейном архиве.

Кстати, семейные традиции играют важную роль в жизни Александровых. Ежегодное празднование Дня матери – одна из них.

– В этот день мы первым делом поздравляем мою маму – Александру Алексеевну, – говорит О.Александрова. – Она – наш главный помощник, настоящий ангел-хранитель семьи. Неиссякаемым теплом и любовью, которые я получила и ежедневно продолжаю от нее получать, хочется делиться и с моей собственной семьей, и с учениками.