Гвардеец труда. Новотроицк

К 80-летию газеты «Гвардеец труда». Геннадий Красников: «Свои первые шаги в журналистике я сделал в Новотроицке»

К 80-летию газеты «Гвардеец труда». Геннадий Красников: «Свои первые шаги в журналистике я сделал в Новотроицке» К 80-летию газеты «Гвардеец труда». Геннадий Красников: «Свои первые шаги в журналистике я сделал в Новотроицке»

Наш земляк поэт и публицист, лауреат престижных литературных премий, член Союза писателей России Геннадий Николаевич Красников родился в Новотроицке 30 августа 1951 года. Его детские годы прошли в рабочем посёлке Максай. После окончания восьмилетней школы работал электриком на автобазе, завершая среднее образование в вечерней школе. В 1969 году поступил в Московский государственный университет на факультет журналистики. Получив диплом журналиста, работал корреспондентом районной газеты в городе Озёры Московской области. В 1978 году оказался в центре литературной жизни, став ведущим редактором издательства «Молодая гвардия», где вместе с поэтом Николаем Старшиновым выпускал всесоюзный ежеквартальный альманах «Поэзия». А свои первые шаги в журналистике Г.Красников сделал в Новотроицке. 

Ещё в советские времена издал четыре книги стихотворений: «Птичьи светофоры», «Пока вы любите», «Крик», «Не убий!..». После большого перерыва в 2005 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга избранных стихотворений поэта «Кто с любовью придёт…». В книгу вошли стихотворения последних пятнадцати лет, а также избранные стихи из предыдущих книг поэта. 

В переломное для России время Геннадий Красников обратился к публицистике, пытаясь в судьбах русских поэтов и писателей ХХ века, отразивших все вкусы и обольщения своего времени, отыскать причины трагического состояния России современной. Многое из опубликованного в периодике вошло в книгу «Роковая зацепка за жизнь, или В поисках утраченного Неба» (2002) и в книгу «В минуты роковые» (2011).

В 2016 году в издательстве «Вече» вышла книга стихотворений Геннадия Красникова «Все анекдоты рассказаны». В 2021 году в издательстве «Молодая гвардия» читателям была представлена книга избранных произведений Геннадия Николаевича «На сквозняке Екклезиаста». В этом же, юбилейном году поэта в издательстве «Вече» вышла книга «Сизифов мост над рекой времени» (избранные эссе, мемуары, философская лирика). 

В обширном и многообразном творчестве Геннадия Красникова образы родины, матери, детства, дружбы, любви были и остаются самыми главными.  

– Так получилось, что мои первые творческие шаги в родном Новотроицке были связаны с Дворцом культуры металлургов и с редакцией городской газеты «Гвардеец труда». Причём одно другому не мешало, а в какой-то мере помогало, – рассказывает Г.Красников.

– Одиннадцатилетним мальчишкой я пришёл в драматический кружок к прекрасному педагогу Галине Николаевне Ожеговой, бывшей ленинградской актрисе. Кружок в ту пору располагался в Клубе металлургов (между остановкой трамвая «Гостиница» и «Пушкинская»), куда я ездил из посёлка Максай. А через год открылся Дворец металлургов, и мы перебрались туда, и с первого же дня начали обживать ещё пахнущие свежей краской и побелкой бесконечные коридоры и чудесную комнату для занятий. 

Несколько лет я был участником драмкружка. С моим ровесником Володей Фильчагиным мы играли заглавные роли в большом многоактном спектакле «Саша и Шура», который неоднократно шёл во Дворце в замечательных декорациях Льва Ширкевича. 

Я знал многих работников Дворца: дежурных на вахте, слесарей, электриков, машинистов сцены, художников, кассиров, костюмеров, билетёров, руководителей детских и взрослых коллективов. Моим большим другом на всю жизнь оставался радист ДК Михаил Парамонов, которого я сначала называл дядей Мишей, а потом Михаилом. Это был уникальный человек: астроном, философ, изобретатель. В технической библиотеке ДК работал Ицхок Коппелевич Галеви, талантливый музыкант, человек трагической судьбы, человек энциклопедических знаний, человек, перевернувший мою юную жизнь. 

Как-то в одну из очередных наших встреч я увидел на его рабочем столе раскрытый томик стихов. «Вот, прочитайте, продекламируйте, Гена, вслух это стихотворение… Вы же, кажется, готовитесь к театральному поприщу…». 

Я принялся читать длинное, написанное в несколько старомодном стиле стихотворение, которое называлось «Сумасшедший». С большим трудом и без вдохновения пролепетал я стихи и понял, что провалил экзамен. «Вы знаете, – начал, как всегда, тихо и неторопливо говорить Ицхок Коппелевич, взвешивая каждое слово, стараясь не обидеть меня. – А ведь в начале века это стихотворение Апухтина, напечатанное в известном издании «Чтец-декламатор», знала вся Россия… Когда его читали на вечерах, из зала выносили падающих в обморок, так оно потрясало, особенно дам и гимназисток… И как читали!.. Но от вашего чтения, только не обижайтесь, пожалуйста, Гена, никто бы в обморок не упал…». 

Именно в тот день Ицхок Коппелевич дал мне совет, который я запомнил на всю жизнь: «Нельзя всё время метаться между двух берёзок… Вы пишете хорошие стихи и выступаете на сцене. Нужно обязательно выбрать что-то одно, чтобы полностью отдаться главному делу… Я думаю, что вам ближе литература, стихи, подумайте серьёзно и не спеша над моими словами…». 

Так совпало, что приблизительно в то же самое время, на одном из моих выступлений во Дворце, где я читал своё стихотворение, ко мне подошли местные поэты и журналисты Василий Овчинников и Владимир Филатов и пригласили меня в редакцию «Гвардейца труда». Там я познакомился со многими интересными людьми нашего города, приобщился к журналистской работе. В городской газете были опубликованы мои первые стихи, а также заметки. И ещё немаловажный для меня момент: я стал участником литературной группы при газете «Гвардеец труда», руководил которой Александр Матвеевич Цирлинсон, ныне член Союза писателей России, автор многочисленных поэтических книг.

Естественно, что мои первые заметки, которые я публиковал в городской газете «Гвардеец труда», были связаны с Дворцом культуры металлургов. Я писал о смотрах детской художественной самодеятельности, о встрече команд в клубе весёлых, юных и находчивых. Помню мой газетный материал об участнице художественной самодеятельности Надежде Пиксиной, которая занималась по классу вокала у Элеоноры Леонидовны Руденко, стала солисткой народного академического хора, а после окончания школы поступила в Харьковскую консерваторию на подготовительный курс. Я очень добросовестно готовил каждый материал, поскольку у меня, в отличие от корреспондентов городской газеты, время для этого было неограниченное. В это же время в газете публиковались и мои стихотворения, но не могу сказать, что опубликованными стихами я гордился больше, чем своими заметками, скорее, было наоборот: ведь стихи – это моё личное дело, а заметки я писал о людях, и здесь ответственности было больше.

Я не помню конкретные наставления моих старших товарищей по газетному поприщу, но некоторые «правила» газетной работы непроизвольно отложились в памяти. Газетчик всегда должен следовать принципу: лучше один раз увидеть самому, чем десять раз услышать. И не просто увидеть, а хорошо рассмотреть и, если получится, пощупать руками. В то же время газетчик должен обладать не только острым, но и быстрым пером. Так сказать, пришёл, увидел, написал. Газетный номер ждать не будет. Но быстрота и натиск не подразумевают халтуры и поверхностного взгляда на события и вещи. Журналисту приходится писать на разные темы, и он не может глубоко проникнуть в каждую, но быть в теме обязан. Для этого он должен привлечь специалистов, для которых заранее должен подготовить самые главные вопросы. Готовый материал нужно обязательно согласовать с этими специалистами, чтобы устранить ошибки. Эти принципы мне потом пригождались не только в журналистской работе, но и в редакторском деле.

С удостоверением рабкора и творческой характеристикой от редакции городской газеты я в 1969 году поступил в Московский государственный университет на факультет журналистики, который и окончил через пять лет.

Приезжая на каникулы во время учебы в МГУ и в отпуск после окончания университета, я шёл в первую очередь к моему старшему другу и наставнику Александру Матвеевичу Цирлинсону, а затем в редакцию городской газеты. Надо сказать, что в те годы редакция была своеобразной штаб-квартирой многих творческих людей города. Сюда приходили люди самых разных интересов и увлечений. Все приезжие литераторы шли первым делом в редакцию городской газеты. Среди собкоров газеты было немало литературно одарённых людей. 

Позже, когда вернулся в Новотроицк после морей-океанов мой друг Анатолий Тепляшин, мы уже вместе с ним шли в редакцию «Гвардейца труда». И всегда встречали здесь радушный приём. Годы шли, но оставалась атмосфера прежних лет. Особенно тёплые отношения связывали нас с Владимиром Ивановичем Калинчевым. 27 лет он был бессменным заведующим отделом писем. И это был один из лучших работников на своей должности. Кто ещё, кроме Владимира Ивановича, лучше мог знать жизнь новотройчан, изменения в городе. А меня всегда интересовала жизнь родного города.   

С тех же, теперь далёких времён нашими друзьями были журналист Владимир Юдин и фотокорреспонденты Виктор Матросов и Виктор Шитин. Сколько весёлых часов провели мы за дружеским столом. Встречались так, как будто расстались вчера, как будто не было разлук. Если у людей есть душевная близость, им разлуки нипочём. 

Что поделаешь, годы идут, и многих наших друзей уже нет на свете. Но 80 лет существует тот редакционный уголок, где мы встречались в молодые и более зрелые годы. И дай Бог, чтобы так продолжалось и дальше.

Подготовил к печати Анатолий ТЕПЛЯШИН.