Гвардеец труда. Новотроицк

И труд, и мастерство, и вдохновение...

И труд, и мастерство, и вдохновение... И труд, и мастерство, и вдохновение...

Публикация от 22 марта 2023 г.

Двадцать пять лет жизни Татьяны Годуновой связаны с городской художественной школой Новотроицка. Сначала посещала ее ученицей, затем – в качестве педагога и заместителя директора по учебной части, а сегодня она руководит этим учреждением. Плотный трудовой график, зачастую выходящий за рамки рабочего дня, не позволяет нашей героине уделять много времени столь любимой ею живописи. Сегодня все творческие и организаторские способности Татьяны Александровны направлены на то, чтобы создать максимально комфортные условия для преподавателей и воспитанников школы, помочь каждому раскрыть свои таланты.

Творческая личность

Обычно определение «творческая личность» дается увлеченному человеку, далекому от прикладных профессий. Татьяна Годунова категорически опровергает это. И не на словах, а примером – своим и выпускников городской художественной школы.

– Ежегодно наши выпускники поступают в ведущие вузы страны, – рассказывает она, – причем большинство из них – на бюджетные места. Ребята получают широко востребованные профессии в сфере архитектуры, педагогики, дизайна – от графического до ландшафтного и промышленного. Становятся специалистами по художественной дерево-

обработке, мультипликаторами. Все эти специальности требуют высоких профессиональных знаний, развитых коммуникативных способностей, а также крепкой самодисциплины. О ней стоит сказать отдельно: не секрет, что результат творческого труда во многом зависит от вдохновения, душевного подъема или просто настроения. И, чтобы добиться успеха, художник должен не сидеть в пассивном ожидании Музы, а уметь грамотно управлять своим эмоциональным состоянием. Многие наши ребята в свободное от учебы время занимаются любительским спортом, общаются с друзьями, читают книги.

Кстати, сама Татьяна Александровна всегда стремилась активно проводить свободное время. Среди ее детско-юношеских увлечений – катание на велосипеде, коньках, плавание, танцы… И до сих пор она не упускает возможности для активного досуга. Не так давно даже попробовала себя в горных лыжах и парашютном спорте.

Но, конечно, искусство – главное дело ее жизни.

Самостоятельное решение

Изобразительным искусством наша героиня увлекалась с детства. Первые уроки рисования Татьяне преподал ее дедушка – Михаил Герасимович. Ветеран Великой Отечественной войны, учитель физики и математики, он много времени проводил с внучкой. Одним из самых любимых совместных занятий было рисование.

– Мы жили в частном доме, – вспоминает наша героиня. – И частенько дедушка давал мне бумагу, карандаши, и я переносила на белый лист то, что видела за окном: улицу, деревья, цветы. Когда я пошла в школу, изобразительное искусство стало моим любимым предметом. А в художественную школу я поступила, когда училась в пятом классе общеобразовательной.

Стоит сказать, что поступить в ДХШ Татьяна решила самостоятельно. Узнав, что школа переехала в здание бывшего магазина «Кругозор», девочка захотела здесь учиться. Ее мама, Галина Федоровна, поддержала эту идею, и Татьяна самостоятельно пришла в «художку» и записалась.

– Моей любимой учительницей стала Надежда Павловна Петрова, – рассказывает Татьяна Александровна. – Она очень интересно организовывала уроки, умела увлечь, а главное – помогала своим ученикам концентрировать внимание, подмечать тонкие, но значимые нюансы при создании картины. Меня восхищало, как она, добавив всего лишь одну-две детали в работу ученицы, заставляла рисунок заиграть новыми красками.

Обретение призвания

– После школы я поступила в Орский педагогический колледж, где получила профессию педагога-организатора воспитательной деятельности и художника-оформителя. А затем окончила Магнитогорский государственный университет, факультет изобразительного искусства и дизайна.

Через полтора месяца после окончания педколледжа я начала работать в художественной школе Новотроицка. Ее директор Светлана Ермакович предложила мне не только вести занятия, но еще и стать ее заместителем по учебной части. Я сразу согласилась. Опасений, что не справлюсь, у меня не было: я очень люблю кропотливую организаторскую работу. А Светлана Геннадьевна и мои коллеги всегда оказывали мне помощь: я могла обратиться за консультацией практически к любому. Кроме того, я постоянно занималась самообразованием: посещала дополнительные курсы, семинары, изучала профильную литературу.

Как замдиректора по учебной части, Татьяна Александровна занималась ведением документации: оформляла личные дела учащихся школы, проверяла журналы успеваемости, составляла отчеты, отвечала за организацию приема и выпуска детей. Кроме того, занималась организацией проведения конкурсов, выставок и других мероприятий.

– Не нужно думать, что весь этот немалый объем работы я выполняла в одиночку, – рассказывает она. – Да, я решала организационные вопросы, но каждое мероприятие – это результат труда всего коллектива, от педагогов до технического персонала. И скажу честно: каждый работник нашей школы болеет душой за общее дело и является прекрасным командным игроком.

Мы все волнуемся за наших ребят: следим за их успеваемостью, радуемся их победам, отслеживаем, как наши выпускники получают высшее образование, находят свое место в жизни.

Общая картина складывается из мелочей

С лета 2019 года Татьяна Годунова начала работать директором художественной школы. Организационных обязанностей у нее, конечно же, стало больше. Освоиться с ними было непросто, но в этом ей огромную помощь оказал председатель городского комитета по культуре Виктор Штарк.

Проведение большого ремонта в здании художественной школы стало настоящим испытанием на профессионализм и сплоченность – и для Татьяны Александровны, и для всего коллектива.

– Протечка кровли была нашей вечной проблемой, – рассказывает Татьяна Годунова. – Из-за особенностей конструкции в зимний сезон и по весне она постоянно протекала, систематическое очищение от снега и льда вопроса не решало. В 2021 году нашу школу посетила вице-губернатор области Татьяна Савинова. Она и инициировала работы по капитальному ремонту всего здания. Он прошел в рамках соглашения о социально-экономическом партнерстве между правительством области, Уральской Сталью и администрацией города. Не буду углубляться в подробности этих работ, которые, начавшись в 2021 году, перешли в 2022-й, тем более что они – буквально пошагово – освещались в городских средствах массовой информации. Остановлюсь на том, как мы решали вопросы внутренней отделки. Изначально исполнитель проекта предложил нам популярный сегодня стиль лофт. Он предполагает промышленно-урбанистическое оформление интерьера с характерными кирпичными стенами, которые визуально выглядят неотделанными, открытыми балками и трубами… Естественно, мы посчитали такой подход не подходящим для детского учреждения, которое должно создавать атмосферу счастливого творчества, полета фантазии. После долгих размышлений и поисков мы пришли к выводу о необходимости сделать наши кабинеты светлыми, яркими. Хотелось, чтобы каждая деталь интерьера становилась неотъемлемым элементом общей картины. И в поисках таких мелочей мы просматривали специализированные сайты, электронные каталоги… Так появились художественно оформленные роллеты, изящные полочки, оригинальные деревянные столы, необычный декор стен и потолков и многое другое.

Ремонт был закончен в марте прошлого года, а завершающая поставка мебели состоялась в последних числах декабря. И когда каждая вещь, как говорится, оказалась на своем месте, стало ясно – результат дизайнерских исканий превзошел самые смелые ожидания.

Научить видеть прекрасное

Татьяна Александровна не прекращает вести уроки. В настоящее время она преподает семиклассникам такие предметы, как рисунок, живопись, станковую и прикладную композицию и скульптуру. Вообще-то ей доводилось работать с учениками разных классов – от «первышей» до выпускников. При этом она подчеркивает: понятия «любимый возраст» для нее не существует.

– Каждый ребенок – уникален и требует индивидуального подхода, – считает она. – Мне нравится наблюдать и направлять процесс личностного и творческого становления. Я не считаю себя строгим преподавателем. Думаю, что лучше лишний раз похвалить ребенка, отметив его старание, и выразить уверенность, что он способен на более высокий результат.

Помогать маленькому человеку, что называется, найти себя – дорогого стоит. И порой это бывает психологически непросто. Я имею в виду случаи, когда талантливый ученик сообщает о своем желании уйти из школы. Никогда не уговариваю остаться, не давлю. Беру пример с моих родителей, которые всегда оставляли за мной право выбора. И знаете, мне очень приятно узнавать, как те дети, которые у нас учились, добиваются высот в музыке, спорте, научной деятельности. Уверена: проведенное в стенах художественной школы время для этих ребят не прошло даром. Ведь здесь их учили не только держать карандаш и кисточку, рисовать и заниматься лепкой, но и видеть красоту окружающего мира. Художественное образование – это не только мастерство, но в первую очередь – эстетический вкус, умение замечать прекрасное, видеть привычные пейзажи во всех красках и оттенках. Обретая эти умения, человек уже не живет в сером мире, а значит менее подвержен унынию, сохраняет позитивный взгляд на жизнь. И это дает ему силы преодолевать жизненные трудности.