Гвардеец труда. Новотроицк

К 80-летию Новотроицкой газеты «Гвардеец труда». Весна 1945-го года...

К 80-летию Новотроицкой газеты «Гвардеец труда». Весна 1945-го года... К 80-летию Новотроицкой газеты «Гвардеец труда». Весна 1945-го года... К 80-летию Новотроицкой газеты «Гвардеец труда». Весна 1945-го года... К 80-летию Новотроицкой газеты «Гвардеец труда». Весна 1945-го года...

С той весны прошло уже 78 лет. Все меньше остается в живых свидетелей тех трагических и одновременно героических событий. Но память о них жива. И вот уже с портретами фронтовиков и тружеников тыла идут к монументу «Вечно живым» их дети, внуки, правнуки, праправнуки. Дома они трепетно перебирают бережно хранящиеся в семейной шкатулке редкие снимки, потертые письма-треугольники с фронта и пересказывают друг другу истории о героических подвигах тех, кто много лет назад завоевал победу. Память, передающаяся от поколения к поколению, вновь и вновь возвращает нас к весне 1945 года.

«Радостно взволнованные люди заполняли улицы города»

За месяц до победы в Великой Отечественной войне поселок Ново-троицк становится городом. Событие, безусловно, знаковое, но новотройчан в то время более всего интересовали сводки с полей сражений. В каждом номере газеты «Гвардеец труда» основное место занимали публикации под рубрикой «На фронтах Отечественной войны», где сообщалось о происходящих боевых действиях. Читаем в одной из них: «Красная Армия уже освободила к тому времени родную землю от вражеских сил и отбросила врага на многие сотни километров, перенесла войну на территорию Германии и вместе с армиями союзников завершает разгром немецко-фашистской армии». Красной нитью через пожелтевшие от времени страницы проходит предчувствие того, что разгром врага неминуем, и победа уже близка. «Дни гитлеровской Германии сочтены», говорится в первомайском приказе Верховного Главнокомандующего И.Сталина с призывом преумножить всестороннюю помощь фронту, быстрее залечивать раны, нанесенные стране войной. И вот уже 5 мая газета сообщает, что Берлин пал, а над «центром фашистского логова» Красная Армия водрузила знамя победы.

«Гвардеец труда» был свидетелем того, как в Новотроицке встречали Великую Победу. В нетипичном для газеты формате альбомного листа были выпуски за 9 и 11 мая. Здесь – последние оперативные сводки и сообщение о разгроме гитлеровской Германии, заявление о ее безоговорочной капитуляции и объявление 9 мая праздником Победы. «Долгожданный час победы настал. Великая Отечественная война завершена» – это сообщение эхом пронеслось по всей стране. В Новотроицке, как и повсюду, 9 мая было нерабочим днем. «Алые полотна Государственного флага СССР были подняты над зданиями. Празднично одетые, радостно взволнованные люди заполняли улицы города. Все поздравляли друг друга с всенародным праздником победы. С волнующим чувством небывалой радости и гордости собрались трудящиеся на стихийно возникшие митинги», – сообщает газета 9 мая 1945 года.

По следам воспоминаний

События той весны в большей мере будут раскрываться уже позже, в информациях, записанных на основе воспоминаний новотройчан, живыми вернувшихся домой. Так, за круглым столом редакции в 1980 году майор в отставке, в то время мастер асфальтовой установки, Степан Семенович Афанасьев вспоминает, как он встретил Победу: 

"С 16 до 29 апреля вели бои на подступах к Берлину. 29 апреля уже шли бои на улицах столицы Германии. И хотя 2 мая Берлин капитулировал, бои продолжались. 5 мая вышли из Берлина, а 8 на Эльбе уже обнимались с солдатами союзных американских войск. Ночью, наконец, выдалась минута вздремнуть. Но вдруг слышу радостный крик радиста: «Товарищ майор, победа!» И в ответ на эту весть открылась сплошная стрельба – теперь уже в воздух. Салютовали из всех видов оружия. Не передать словами охватившее всех чувство радости". 

Он же, С.Афанасьев, рассказывает о том, как на фронте чувствовали вклад земляков, в частности, получая взрыватели, изготовленные в Новотроицке.

За тем же круглым столом Почетный гражданин города, Герой Социалистического труда Петр Наумович Губин вспоминает о том, как жители нашего города старались своим трудом приблизить День Победы: 

"Огнеупор нужен стране!» – этот призывной лозунг говорил о нашей главной задаче: как можно скорее построить завод по производству огнеупоров, так необходимых металлургической промышленности. В мае 1942 года мы рыли котлованы и строили фундамент под завод. Поначалу я был рядовым плотником, а затем бригадиром. Работали мы по 10-12 часов, вручную. Но усталость нас не пугала. Все внимание было приковано к фронтовым сводкам: как там? Зачастую после рабочего дня ночью шли разгружать вагоны, а с утра опять – на стройку…Уже к весне 1943 года мы пустили завод, и он дал первый огнеупор".

«Наша линия огня проходила здесь, на Урале, – вторит ему в другой публикации газеты П.Быков, освоивший в годы войны профессию строителя. – И мы своим трудом, как могли, приближали Победу, за которую наши братья и отцы отдавали жизни на поле сражения». А вот уже А.Зинин, Герой Советского Союза, тоже в год 35-летия Победы скажет так: 

"Невозможно назвать имена всех, кто отстоял свободу Родины, спас народы от фашистского рабства. Скажу одно: воины-уральцы были достойными представителями своего замечательного края на передовой линии фронта. А после войны те, кто остался жив, показывают образцы труда в мирных делах".

Возвращаясь к мирному времени

Постепенно город перестраивался на рельсы мирной жизни. С июля 1945 года были восстановлены очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отмененные на период военного времени, а в конце 1945-го отменяется взимание военного налога.

В июле город готовится достойно встретить демобилизованных воинов. Украшают помещения, где состоится встреча, готовят подарочные наборы из промтоваров и продуктов. Квартиры военнослужащих тоже предварительно были отремонтированы, подготовлено топливо. Окружить заботой и обеспечить помощь вернувшимся воинам и их семьям – это была основная задача. В том же месяце 20 доблестных воинов получили правительственные награды. Орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» были вручены группе офицеров, сержантов и рядовых за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах Великой Отечественной войны.

«Радостно и приветливо встречают труженики тыла демобилизованных воинов и в нашем городе. Большую материальную помощь оказывают и семьям военнослужащих», – пишет газета в октябре. Но важнее всего для вернувшихся домой была долгожданная встреча со своей семьей. Как раз об этом писал капитан П.Иванов в статье «Под светлым солнцем мирного труда»: 

"Я сейчас нахожусь в кругу близких и родных мне людей – среди своей семьи. Какими далекими кажутся теперь тяжелые дни, пережитые в суровых боях за Родину". 

Не все сразу шло гладко для вернувшихся с фронта солдат. Из статьи в октябре 1945 года «Больше заботы о мобилизованных воинах» узнаем, что несмотря на то, что государство гарантировало им работу не ниже той, которую они выполняли до армии, трудоустроиться удалось далеко не всем. Других же без учета способностей чаще устраивали охранниками и на другие низкооплачиваемые работы. В качестве конкретного примера газета сообщает, что дважды орденоносец фронтовик Костюченко был снят с руководящей работы и поставлен вахтером. Проблемы возникали и с промтоварами, которые нередко выдавались без учета потребностей. Из-за тяжелого положения в семьях многие дети фронтовиков остро нуждались в одежде и обуви, несколько ребят и вовсе перестали посещать школу, детские сады. С проблемой в послевоенное время столкнулись и образовательные учреждения. Директор школы №36 Н.Сигал в статье «Сделаем школу образцовой» вынужден был обратиться к общественности за помощью, чтобы обеспечить учащимся хорошие условия для учебы: «Отцы и братья, вернувшись с фронта, приступили к мирной деятельности и помогли многим ребятам вернуться в школу. Вместо 720 учащихся по плану явилось 1180. Учебу некоторых классов пришлось организовывать даже в третью смену».

Но постепенно все налаживалось. Вернувшиеся с войны люди возвращались к своей прежней деятельности или осваивали новые профессии, трудились с большим энтузиазмом. Город превратился в одну большую стройку, нужно было наверстать упущенное: возводились как жилые массивы, так и производственные мощности. В рядах строителей нередко встречались вчерашние солдаты. Многие пошли трудиться на заводы города. Встретить вчерашних воинов можно было также в педагогических коллективах, да и в любом другом деле. Так, к примеру, в 1980 году газета рассказывала о Марии Степановне Радаевой, работавшей тогда в киоске «Союзпечати». Во время войны она была фронтовой медсестрой.

В послевоенные годы по горячим следам старались восстановить ход прошедших событий, найти ответы на вопросы. Так, например, 50 лет назад в рубрике «Следопытские тропы» газета рассказывает, что Алексея Ивановича Зернова ошибочно считали похороненным в братской могиле в одном из украинских сел. Письмо с таким известием их семье в Новотроицк прислали пионеры. Тогда, в 1973 году, Алексей Иванович в ответном письме сам рассказал пионерам, как все было на самом деле. Многие бойцы из их батальона действительно погибли в том бою, а раненые и контуженые – взяты в плен. В том числе и пулеметчик Алексей Иванович Зернов. Но уже через несколько дней они были освобождены наступавшими советскими войсками и продолжили участие в боевых действиях. 

И сегодня, спустя 78 лет, родственники участников войны, поисковые отряды продолжают находить новые сведения о тех, кто не вернулся с полей сражений. А значит точка в истории Великой Отечественной войны ещё не поставлена...