Гвардеец труда. Новотроицк

По законам военного времени

По законам военного времени По законам военного времени По законам военного времени

В архиве Новотроицкого городского суда сохранились оригиналы приговоров военных лет. Все они представляют большой интерес для исследователей, да и просто горожан, для которых важно всё, что связано с историей Новотроицка. В годы войны в стране, объединенной единым желанием освободить землю от фашистских завоевателей, к сожалению, находились люди, стремившиеся нажиться на общей беде. Были они и в Новотроицке. Чаще – это расхитители социалистической собственности, воры и спекулянты. Как велась борьба с преступностью в то время? Именно это и отражено в материалах судебных заседаний, приговорах, вынесенных в те грозные годы.

Страницы истории

Ольга Боева, помощник председателя Новотроицкого суда, рассказала о его истории, которая берет начало в 1942 году.

– Именно тогда – в связи со стартом строительства Орско-Халиловского металлургического комбината и поселка Ново-Троицк – решением исполнительного комитета Орского городского Совета депутатов трудящихся была проведена передислокация народных судов Орска. Им присвоили новые наименования, – говорит она. – Для обслуживания строительства нового металлургического предприятия, самого Ново-Троицка, а также поселка Аккермановка и его рудника был создан пятый участок Сталинского районного народного суда города Орска Чкаловской области.

В июле 1943 года поселок Ново-Троицк превращается в районный центр, в который вошли Ново-Троицк и Аккермановка. Когда в апреле 1945 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочие поселки Ново-Троицк и Аккермановка были выделены из состава Ново-Троицкого района Чкаловской области и преобразованы в город областного подчинения, появился и Новотроицкий городской суд.

– Анализ приговоров военных лет, вынесенных судьями пятого участка Сталинского районного народного суда Орска, а затем – Ново-Троицкого района Чкаловской области, позволяет сделать вывод: основную часть граждан, осужденных в те далекие годы, составляли мужчины – 31 человек,  число осужденных женщин равнялось трем, – продолжает Ольга Борисовна. – Причем почти треть осужденных являлись работниками особой строительно-монтажной части № 3. Можно с большой долей вероятности предположить: это было связано исключительно с тем, что подавляющая часть населения в то время была так или иначе занята в строительном секторе. А поскольку возведение металлургического комбината предполагало обширное привлечение людей со всей страны, то, помимо местных уроженцев, среди осужденных было немало и приезжих.

О чём свидетельствуют судебные приговоры

– Категории преступлений, за которые граждане привлекались к уголовной ответственности, определяются социально-экономическими особенностями военного времени, – подчеркивает Ольга Боева. – Наибольшее количество преступлений связано с кражами личного имущества и социалистической собственности, государственных средств. Также были преступления, связанные со спекуляцией и злоупотреблениями должностными полномочиями.

Так, молодой уроженец Смоленщины был осужден за спекуляцию промышленными товарами.

– Как следует из судебного акта, мужчина, собираясь в командировку, собрал с сограждан деньги, чтобы закупить для них различные вещи, – рассказывает Ольга Борисовна. – Приобрел заказанную одежду, обувь и табак, но по возвращении ничего не раздал, а начал распродавать все это на орском рынке по завышенным ценам. В итоге мужчина был приговорен к тюремному заключению на срок пять лет с конфискацией имущества.

Еще две уроженки Смоленской области были осуждены за кражу. Сговорившись, они совершили преступление. Одна из них проживала в квартире с кассиром строительной организации и, воспользовавшись случаем, похитила ключ от несгораемого шкафа, где хранились государственные деньги. Другая, будучи домработницей начальника этой же организации, использовала ключ, чтобы похитить находившуюся в шкафу наличность – 10206 рублей. На эти деньги женщины купили себе платья, туфли, часы, но все потратить не успели, их арестовали. В итоге каждая была приговорена к пяти годам заключения. Суд также взыскал с них сумму причиненного ущерба.

В то время вся страна ощущала нехватку продуктов питания, одежды и предметов первой необходимости. Все это и становилось объектом незаконных посягательств. 

Один из приговоров говорит о том, что молодой мужчина, уроженец Курской области, был приз-

нан виновным в том, что неоднократно на рынке выхватывал у граждан из рук хлеб. Он получил наказание в виде одного года лишения свободы.

Объектами краж становились строительные материалы и горючее. Еще один пример из приговора: пятеро работников ОСМЧ-23 осуждены за два эпизода хищений по месту своей работы и приговорены к срокам тюремного заключения от двух до пяти лет.

Также злоумышленники похищали домашних животных у граждан, ведущих подсобное хозяйство, забивали скот, а мясо обменивали на рынке на другие товары. 

О.Боева рассказывает, что в сохранившихся приговорах военных лет отсутствует мотивировочная часть, на основании которой мы сегодня могли бы сделать вывод о наличии смягчающих или отягчающих обстоятельств, повлиявших на решение судей.

Можно отметить еще один момент: приговоры составлялись от руки, заверялись подписями судьи и народных заседателей, а печать суда в оригиналах отсутствует. Нередко для таких важных документов использовалась почтовая, оберточная или так называемая папирусная бумага, а то и бумажные обрезки. Приговоры на специальных бланках начали появляться только в 1943 году.

Сегодня в одном из холлов Новотроицкого городского суда организован небольшой музей, посвященный деятельности местных служителей Фемиды. Приговоры военных лет занимают здесь отдельное место и неизменно вызывают неподдельный интерес школьников и студентов, приходящих в суд на экскурсии.