Гвардеец труда. Новотроицк

С музыкой в душе

С музыкой в душе

Публикация в "ГТ" 6.03.2024

Тот момент, когда человек начинает слышать красоту классической музыки, сложно с чем-то спутать: взгляд становится мудрее и одухотвореннее – словно в душе вспыхнул теплый огонек, – говорит учитель музыки школы №18 Наталья Колесникова. –  Когда я вижу в глазах своих учеников его отсвет… это ощущение трудно передать словами.

За более чем полвека педагогической работы Наталья Ивановна Колесникова неоднократно завоевывала награды, радовалась высоким достижениям своих учеников: грамоты и благодарственные письма лишь за последние лет пять едва помещаются в две солидные папки. Но главной наградой за свой труд  она считает ощущение причастности к тому, что человек научился понимать музыку.

Мелодии детства

Редкая девочка не мечтает быть актрисой или певицей, и наша героиня – не исключение, тем более что музыка и песня были неотъемлемой частью жизни ее большой семьи.

– Мой отец, Иван Леонтьевич Доянов, активно участвовал в самодеятельности, – рассказывает Наталья Ивановна. – Он прекрасно играл на гитаре и на барабане, очень хорошо пел. Я с моими сестрами – Жанной и Мариной – с детства росли в атмосфере творчества: глядя на папу, брали в руки гитару, упражнялись на барабане, а главное – часто пели вместе с ним по вечерам. Среди наших любимых композиций – «Тишина идет по ночному городу» и «Песенка о хорошем настроении». Наша мама, Варвара Васильевна, которая работала наборщицей в типографии, любила слушать нас. К нам не присоединялась, хотя музыкальные способности у нее были. Воспоминание о тех вечерах, когда мы – три сестры – вместе с папой задорно поем «И улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз», ловя на себе ласковый материнский взгляд, – до сих пор согревают мне сердце.

Девочки очень любили смотреть музыкальные фильмы: «Веселые ребята», «Девушка с гитарой», «Карнавальная ночь». И юная Наталья буквально видела себя героиней этих лент. Судьба уготовила ей самой стать девушкой за фортепиано – жарко увлеченной музыкой и увлекающей ею других. 

Путь к профессии

Правда, первый шаг на пути к мечте выглядел далеко не радужно. В силу непростых семейных обстоятельств Наталье пришлось провести один год в интернате. Можно лишь представить, насколько непростым оказалось для домашней девочки пребывание в казенном доме, но… именно в тот период ее музыкальные задатки впервые раскрылись.

Преподаватели Детской музыкальной школы Новотроицка, которые пришли в интернат в поисках талантливых ребят, заметили Наталью, и она в числе других детей поступила в учебное заведение.

– Занималась я у Татьяны Мазевич, – продолжает Наталья Ивановна. – Собственного фортепиано у нас не было, да и место в маленькой квартирке для него едва ли нашлось бы, но зато Татьяна Алексеевна разрешала своим воспитанникам оставаться в школе, чтобы делать домашнее задание и дополнительно практиковаться. 

Очень быстро наша героиня поняла: она хочет связать всю свою жизнь с музыкой. 

Окончив восемь классов, Наталья Ивановна отучилась в музыкально- педагогическом училище Оренбурга и стала учителем музыки, первый педагогический опыт получила в школе № 16.

А что же ее сестры? И они обрели себя в творчестве. Средняя сестра в юности танцевала в ансамбле «Молодость», получила профессию балетмейстера. Жанна Овсянникова более 40 лет руководила образцово-художественным ансамблем «Детство» Дворца культуры металлургов, а сейчас ведет танцевальный кружок в аккермановском клубе. Младшая – Марина – окончила Детскую музыкальную школу по классу скрипки, проявила себя даровитой певицей. Сегодня она работает в одном из столичных институтов, никак с музыкой не связанном, а в качестве «общественного поручения» занимается творческой стороной организации внутренних мероприятий и праздников.

Творческое начало

Немного поработав в школе № 16, Наталья Ивановна уехала в Оренбург, где вышла замуж, но потом, в 1973 году, вернулась в родной Новотроицк вместе с супругом и ребенком. Ее пригласили во Дворец культуры металлургов, где была детская музыкальная студия. Здесь она трудилась вплоть до 1990 года. Учила детей играть на фортепиано.

Параллельно сама Наталья Ивановна училась в Челябинском институте культуры на факультете хорового дирижирования. Кстати, организация хоровой деятельности стала ее вторым призванием. А свой первый хоровой коллектив она организовала в одном из цехов ОХМК.

– Самодеятельные творческие объединения всегда пользовались большой популярностью у работников комбината, – отмечает наша героиня. – И в мой коллектив сразу же записалось двенадцать человек. 

Наталью Ивановну не удивило желание мужчин и женщин, выполнявших сложные производственные задания, задерживаться после работы, чтобы заниматься хоровым пением и вокалом.

– Я сразу была уверена: у нас все получится, – продолжает она, рассказывая о первых занятиях хорового коллектива, хотя заметила: ее ученики немного волнуются. Предложила им исполнить несколько популярных в то время композиций, и они так замечательно спели «Марш веселых ребят», что стало ясно: успех обеспечен.

«Металлургический» хоровой коллектив Натальи Колесниковой постоянно был в числе победителей и призеров творческих конкурсов, проводимых на предприятии. 

Самая высокая оценка

В 1990 году Наталья Колесникова сменила место работы – пришла в школу № 18. Учитель музыки, она с первого же года стала укреплять здесь хоровое движение. Сначала создала группу для ребят из начальных классов, чуть позже – для тех, кто постарше. Коллеги и директор учебного заведения Амир Султанов  поддерживали ее.

– Атмосфера в школе всегда располагала к творчеству и педагогическому развитию, – отмечает Наталья Ивановна. – И сегодня здесь работают настоящие профессионалы своего дела, а директор Николай Юрьевич Гордеев поддерживает каждую полезную инициативу.

В настоящее время в школе № 18 действует два хоровых коллектива под руководством Натальи Колесниковой: хор старшеклассников и хор учеников младших классов – «Искорки». Они являются постоянными участниками творческих состязаний общегородского масштаба и всегда выступают на достойном уровне, входя в число победителей и призеров. А в прошлом году воспитанники нашей героини – коллектив хора старшеклассников – заняли первое место во Всесоюзном конкурсе «Арт-магия», проводившемся в заочном формате.

Что же касается уроков музыки, то Н. Колесникова широко практикует творческий подход, стараясь развивать у детей и музыкальный, и художественный вкус, и общую эрудицию. 

– Когда я слышу от ребят «Спасибо за урок! Нам было очень интересно!», то понимаю, что работаю не зря, – говорит педагог.