Гвардеец труда. Новотроицк

«Нами двигал дух творчества»

«Нами двигал дух творчества»
8  марта исполнится 50 лет с тех пор, как был сдан в эксплуатацию Новотроицкий завод хромовых соединений. К этой дате на страницах городской газеты «Гвардеец труда» будут публиковаться воспоминания ветеранов завода, статьи о трудовых буднях предприятия, о его людях. В июне 1963 года инженером-конструктором я поступил в проектно-конструкторский отдел Новотроицкого завода хромовых соединений. Прошло всего несколько месяцев с пуска завода в эксплуатацию. Период становления, конечно же, не был легким. Многие обнаруженные недостатки проектирования надо было устранять уже в условиях действующего предприятия.  А это требовало от специалистов знания специфики нового производства, нам приходилось быстро учиться, за опытом ездили на химзаводы в Первоуральск и Актюбинск. Начальником ПКО тогда был Генри Израйлевич Лидман. Высокоэрудированный инженер, он постоянно находился в поиске решения узких мест производства, улучшения работы технологического оборудования. Отдел занимался изготовлением чертежей оборудования и проектированием установок. В частности, мы подготовили проекты реконструкции склада соды с разгрузкой из железнодорожных вагонов и верхней выгрузкой из силоса соды, реконструкции газового тракта прокалочных печей, а также вентиляционных систем цеха №1. Проектировали конструкцию шахтной печи, котельного каскада в цехе №3, установку для производства кристаллического бихромата натрия в цехе №2 и многое, многое другое. Г.Лидман не только руководил людьми, но и уделял особое внимание их образованию. Многие тогда учились заочно в институтах, техникумах. Я не был исключением. После окончания ВЗПИ меня назначили заместителем начальника отдела. Приятно отметить, что рядом со мной трудились интересные, технически грамотные и творческие люди. Г.Лидман сам был рационализатором и изобретателем (у него было 30 изобретений и множество рацпредложений) и привлекал к этому сотрудников. Пример руководителя дал свои плоды. Многие рационализаторские предложения  работников отдела были внедрены. Проекты по электрике выполнял конструктор А.Цирлинсон. Именно Александр Матвеевич разрабатывал проект перехода завода с мазута на газ, что было важным шагом для предприятия. Заместителем начальника в отделе также работал талантливый конструктор М.Фирстов. Начинал простым конструктором и вырос затем до начальника ПКО А.Томилин. Учился в ВЗПИ, был конструктором-строителем на химзаводе, а в последующем возглавил ПКО в солидной строительной организации А.Сутковенко. К открытию завода в ПКО вместе с Лидманом с металлургического комбината  пришли несколько инженеров-конструкторов: М.Фирстов, Л.Григорьева, Т.Могилевская, В.Кузеванов, Р.Щербакова, другие. Но предприятие растило и свои кадры. Аппаратчиком работала в цехе №1 и  училась в техникуме  Н.Голубченко. После окончания учебы она перешла в ПКО и стала хорошим конструктором. Получив высшее образование, из цеха №1, где трудился слесарем, пришел в проектно-конструкторский отдел В.Рыжов и тоже стал отличным специалистом. Таких примеров немало. Многие ветераны предприятия помнят: у НЗХС было немало своих социальных объектов. И проектировал их тоже ПКО предприятия. На счету сотрудников проекты пионерского лагеря на Губерле, профилактория, грязелечебницы, спортивного комплекса. Благодаря неугомонному характеру Лидмана, его пытливому уму и неравнодушию, в нашем отделе царил дух творчества. Генри Израйлевич написал книгу  «Записки инженера», читал нам рукопись. Сейчас, к сожалению, так и не изданная, она хранится в городском музее. Помимо выполнения производственных  задач, мы жили активной общественной жизнью. Кто-то увлекался самодеятельностью, очень многие дружили со спортом. Спортсменом был и Генри Лидман. А.Цирлинсон отлично  играл в теннис, шахматы и шашки.  Честь завода на соревнованиях по лыжам защищал сотрудник ПКО мастер спорта В.Иванов. Он же играл в заводской футбольной команде. В 1973 году я перешел из производственно-конструкторского в производственно-технический отдел завода, возглавив бюро новой техники и рационализации. В то время этому направлению придавалось большое значение. Ежемесячно из цехов поступали десятки предложений по улучшению производства, все они рассматривались специалистами и наиболее интересные утверждались главным инженером В.Бруновым. Ежегодно составлялись планы технического перевооружения цехов, на них после утверждения министерством открывалось финансирование. Моей задачей было следить за выполнением проектов, составлять совместно с главным механиком завода графики выполнения мероприятий. Кроме того, я контролировал принятие и внедрение в производство  рацпредложений. Надо отметить, рационализацией на заводе занимались как инженерно-технические работники, так и рабочие. При подведении итогов соцсоревнования этот показатель был одним из основных. Массовое техническое творчество принесло свои плоды: и сегодня еще завод использует многие наработки тех лет. В 1976 году мне предложили должность заместителя начальника механического цеха. Бок о бок довелось трудиться с начальником цеха П.Арефьевым, главным механиком Ю.Кутеповым. На заводе полным ходом шло внедрение новой техники. В цехах для ремонтов и модернизации требовались детали, оборудование. Нужны были и квалифицированные кадры, которые еще предстояло подготовить. Все это лежало на  наших плечах.  После перехода П.Арефьева в цех №3 меня назначили начальником механического цеха, в этой должности я и проработал до ухода на пенсию. Я счастлив, что стал участником становления завода, свидетелем его расцвета. Работа подарила мне возможность встретиться с множеством интересных людей – увлеченных профессионалов, которыми НЗХС может по праву гордиться. Ефим ФЕРМАН, ветеран завода. На снимках: коллектив проектно-конструкторского отдела НЗХС; будни ПКО (в центре начальник отдела Г.И. Лидман. 1984 г.) Фото из архива завода.