Гвардеец труда. Новотроицк

Мы – команда,или Один в поле не воин

Мы – команда,или Один в поле не воин
На протяжении  двадцати лет Новотроицкий завод хромовых соединений является акционерным обществом, а значит, сам несет ответственность за результаты своей деятельности. И в течение всех этих лет предприятие, несмотря на мировые финансовые кризисы и экономические трудности внутри  страны, оставалось прибыльным. В этом несомненная заслуга  команды управленцев, которая  задает направление развития завода, определяет его курс в неспокойном море мировой экономики. И в первую очередь, заслуга директора предприятия, а в настоящее время председателя совета директоров Василия Ивановича Измалкина. Я встретилась с некоторыми из ведущих специалистов. Они рассказали, как складывалась эта команда, как она работает. Несвели Жумагулова, главный бухгалтер завода: – Мы все были  воспитаны в плановой системе хозяйствования. Завод работал по указаниям Минхимпрома, «Союзнеорганики», которые определяли, что выпускать и сколько, куда и кому отправлять продукцию, выделяли  фонд зарплаты, спускали штатное расписание и т.д. Когда в 1992 году страна стала переходить на рыночные отношения, мы даже растерялись.  Пришлось учиться работать самостоятельно. Василий Иванович Измалкин раньше других сориентировался в сложившейся ситуации и понял, что ему нужна команда из крепких профессионалов, на которых он мог бы опереться. Чтобы получить такую команду, людей надо было учить работать в рыночных условиях. Сделать это можно было только за рубежом. И он  начал отправлять нас обучаться за границей. Никогда не забуду свою первую поездку в Германию на семинар. Нам, специалистам из России,  рассказывали, как строятся отношения в рыночной экономике, и все это так отличалось от того, что знали и умели мы!  Нас возили на предприятия, проводили «круглые столы», организовывали  обмен мнениями, и постепенно мы стали что-то понимать. Моя задача как главного бухгалтера состояла в том, чтобы в новых для нас экономических условиях правильно наладить учет, все оформлять документально в соответствии с требованиями законодательства, особенностей налогообложения. Василий Иванович постоянно требовал от нас весь учет, все операции вести исключительно в рамках закона. Это было его главное требование в тот момент, когда многие использовали серые схемы учета, уходили от налогообложения. Нас постоянно проверяли аудиторы, приходили с разными проверками налоговики, представители внебюджетных фондов. И серьезных замечаний не было. Просчеты бухгалтерии могут дорого стоить предприятию, и поэтому мелочей в нашей работе не бывает. Василий Иванович умеет работать с командой. Он сразу ставит задачу и через какое-то время смотрит, как мы сработали, слушает наши предложения. Бывает, и спорим. Но потом приходим к единому мнению. Лариса Грошкова, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам: –  Главный показатель командной работы – это экономические показатели, и прежде всего прибыль, отчисления в бюджет. Даже в самые трудные годы завод не работал без прибыли. Но давалось  это нелегко. Бесконечные командировки, поиск партнеров, налаживание связей… Мы приглашали потребителей нашей продукции на завод, знакомили их с нашими возможностями, чтобы они убедились, что с нами можно иметь дело. Старались безупречно выполнять свои обязательства по поставкам, закупкам, расчетам. Кстати, мы до сих пор сохранили старые связи. И  это лучший показатель того, что мы шли правильным  путем. Как рождаются новые идеи? По-разному, но всегда исходной позицией были требования рынка. Чаще всего стратегию развития предлагал директор -- В.И.Измалкин. Он много ездит, читает специальную литературу, изучает конъюнктуру. За эти годы он стал хорошим стратегом. Но и мы, бывая в командировках, держим глаза открытыми. Помню, на одной из выставок узнали, что из бихромата натрия можно производить искусственный сахар, который используется в химической промышленности. Приехали, рассказали  об этом Василию Ивановичу. Он дал задание исследовательской лаборатории изучить вопрос. А потом мы поехали в Индию с Виктором Эдуардовичем Графом, побывали на заводе, который производит эту продукцию. Граф – химик от бога, ему не обязательно все растолковывать в деталях. Он понял особенности технологии, и вскоре мы сами смогли получить опытные образцы новой продукции. Провели  маркетинговые исследования, увидели: спрос есть.  А вот идею производства черного пигмента привез Василий Иванович. Мы по его заданию изучили рынок, нашли потребителей. Главное, что мы поняли за прошедшие два десятилетия: главной движущей силой в развитии производства является рынок. Он  основной поставщик идей. И  он же определяет, какая продукция найдет сбыт. Теперь главное – не упустить время. Удовлетворишь спрос – завод будет с прибылью. Валентина Гелькорн, начальник экономического отдела завода: – В нашем отделе на основе спроса, который изучается  коммерческой службой, планируется выпуск продукции, просчитываются все показатели, и уже исходя из этого принимается решение об объемах производства и продаж. Фактически именно у нас на основе предложенной стратегии рождается программа производственной деятельности завода и составляются планы на перспективу, вносятся предложения, выпуск каких видов продукции целесообразно увеличить, а каких – временно приостановить, если на них нет спроса или падают цены. В зависимости от  этого планируются  и закупки сырья, и работа оборудования, и использование трудовых ресурсов. Если есть идея создать новое производство или запустить новый вид продукции, в экономическом отделе на основе данных производственно-технического отдела просчитывается себестоимость, время окупаемости инвестиций, необходимость создания новых рабочих мест. В этом году, например, планируется освоить выпуск электролитического хрома и хромового порошка. Изучение рынка показало, что они пользуются спросом, цена их высока. Проведенные экономические расчеты подтвердили, что новые производства принесут заводу прибыль, это поможет нам благополучно пережить период возможной рецессии. Сейчас перед нами поставлена очередная задача – просчитать, что даст заводу использование в производстве шлама. В себестоимости мы почти ничего не выиграем, а вот в плане экологии – выигрыш большой. В том числе и за счет снижения платы за выбросы и использования вторичных отходов. А на рынке очень высоко ценится экологичность производства как показатель его высокой культуры. Валентина Сизикова, начальник финансового отдела: – Наша задача – финансовое обеспечение текущего производства и развития, расчеты с потребителями и поставщиками, взаимодействие с налоговыми органами и  банками. С самого начала Василий Иванович требовал от нас работать строго по букве закона. Да, законы постоянно меняются, это затрудняет нашу работу. Но мы все изменения внимательно отслеживаем, вносим их в свою налоговую базу, постоянно учимся. У нас полное взаимопонимание со всеми отделами – экономическим, снабжения, сбыта, бухгалтерией. Обмениваемся данными, и каждый выполняет свою часть работы. Программу нашей деятельности задает Василий Иванович Измалкин. Он много ездит, хорошо знает ситуацию на мировом рынке. Например, он заранее почувствовал наступление мирового финансового кризиса 2008 года. Собрал нас и поставил задачу – просчитать, чем этот кризис обернется для завода. Снизится ли  спрос, поднимутся или упадут цены на сырье и нашу продукцию, за счет чего мы можем минимизировать потери? Каждый отдел по своей части рассчитывал варианты. Такие мозговые штурмы всегда дают результат. Если смотреть шире, Василий Иванович Измалкин своей командой считает не только специалистов, с  которыми он  строит экономическую политику предприятия, но  весь коллектив завода. И прежде всего его костяк, ветеранов. Тех, с кем он начинал входить в рынок, с кем вместе учились, преодолевали трудности, создавали имидж предприятия. Управление и  производство тесно связаны.  Управленцы разрабатывают  идеи, на производстве воплощают их в жизнь. Новый день ставит новые задачи. Страна вступила в ВТО, и Василий Иванович Измалкин готовится к тому, чтобы его команда была готова работать в условиях усиливающейся конкуренции. Он, как всегда, идет на шаг впереди. Например, в настоящее время по его инициативе за счет предприятия организовано обучение руководителей отделов, специалистов, экономистов английскому языку. Ведь управляющей команде нужно работать с иностранными партнерами и уметь разбираться в документации на языке международного общения. На снимке: В.Сизикова, Н.Жумагулова, Л.Грошкова, В.Гелькорн. Светлана КРАВЦОВА. Фото Вадима МЯКШИНА.