Гвардеец труда. Новотроицк

Его творчество не знало границ (фото)

В январе нынешнего года исполнилось бы 97 лет со дня рождения Григория Васильевича Настича – журналиста, художника, автора памятника воинам Новотроицка, погибшим в годы Великой Отечественной войны. О незаурядных творческих способностях Григория Васильевича  местные журналисты писали не единожды. А каким был характер у этого человека, с кем дружил, чем  увлекался?

Его творчество не знало границ (фото) Его творчество не знало границ (фото) Его творчество не знало границ (фото) Его творчество не знало границ (фото) Его творчество не знало границ (фото)

Память
В народе жену называют второй половинкой. С любимым Гришей Лидия Ивановна  растила  детей, с ним была неразлучна в радостях и трудностях. Беседа о её муже, прожитых с ним годах затянулась на несколько часов. Не раз по лицу Лидии Ивановны скатывалась слезинка.  
– Удивительно светлый человек, на редкость добрый и порядочный, – говорит Лидия Ивановна. – Когда  так неожиданно, в 45 лет, ушёл из жизни, думала – не переживу. Не измерить скорби, которая навалилась на меня и четырёх моих деток. Молитвенными воспоминаниями о нём, как видите, живу по сегодняшний день.
Корни
Родом Григорий Васильевич Настич был с Украины. Несмотря на старания, от украинского акцента ему не удалось избавиться, хотя обладал отменным музыкальным слухом — пел в хоре, играл на мандолине. Дорожил своими корнями. Когда наступал очередной новый год, обещал свозить жену, детей на родину. Не получалось — семейные хлопоты и работа не позволяли выбраться. Побывать же в родных местах ему очень хотелось, несмотря на то горе и страдания, которые довелось там испытать. В 1933 году от голодной смерти умерли родители. 12-летнему мальчишке пришлось самому выживать.
– О пережитых ужасах того времени старался никому не рассказывать, – вспоминает Лидия Ивановна. – Не желал ранить горькими воспоминаниями не только своё сердце, но и близких людей, в первую очередь моё.  Хотя в те годы и я в полной мере познала, сколько стоит кроха хлеба. Только далеко от Украины, в городе Бузулуке.
Война
Григорию исполнилось 20 лет, когда фашистская Германия двинула свои орды на наше Отечество. С первых военных залпов он в партизанском отряде им. Щорса. Невзгоды фронтовой жизни известны.  Самое ужасное – видеть, как умирают твои сверстники. Только чудом не погиб от разорвавшегося рядом снаряда. Строка в красноармейской книжке: тяжёлое осколочное ранение правой кисти руки. Случилось это в январе 1944 года. Эвакуация, Тоцкий военный госпиталь.  Врачи кисть сохранили, но один палец всё же удалили, а указательный стал неподвижным. Любил Григорий до войны позаниматься штангой, теперь о ней надо было забыть.
Не довелось солдату дойти до Берлина, но свои счёты с ненавистным врагом свёл сполна. Среди множества его наград самая дорогая, конечно же, – медаль «За Победу над Германией».
После лечения  ратная жизнь закончилась. Надо было начинать новую, трудовую. В госпитале вчерашний фронтовик прослышал про город Бузулук. Туда и направился в надежде устроиться на работу. Специальности никакой, да ещё и покалеченная кисть.  Выручил природный дар рисовать. В клубе железнодорожников оказалась вакантной должность художника-оформителя. Пригласили еще играть и в оркестре. Жильё пришлось снимать. Накоплений никаких, а возраст не ждёт, подгоняет к женитьбе. К тому же не мог не видеть, какими глазами поглядывали на него девчата во время танцев. Некоторых провожал домой. До тех пор, пока девушка по имени Лида как-то, проходя мимо, не спросила, когда закончится киносеанс. «Он посмотрел в мои глаза, я — в его. Ответа не последовало. Оба оцепенели, словно находились под гипнозом …», – вспоминает Лидия Ивановна.
Так  начался её роман с Гришей. Жаль, не успел написать его в прозе. Зато этюдных зарисовок своей любимой сделал целый альбом.
С тех времён, по словам Лидии Ивановны, рисунок, выполненный на бумаге карандашом, она больше всего и любит.
Любовь
– Это было что-то из области фантастики, – вспоминает Л.Настич. – Со временем поняла: так любить могут только люди, наделённые художественным даром. Куда бы ни пошла, непременно случалась с ним встреча, словно кто-то свыше нас сводил. Провожал на работу, встречал с работы.
Проходит неделя — не отступает. Почему бы тебе с другой не сдружиться, говорю ему, я девушка бедная, даже собственного жилья нет, с мамой скитаемся по квартирам. А он в ответ: «Я и сам гол, как сокол. Вот мы и пара». Не прошло и недели, как стали жить под одной крышей чужого дома.
Часто задумываюсь: а вдруг бы Гриша прислушался к моим словам и связал свою судьбу с другой девушкой? Сердце от таких мыслей холодеет. Умом и сердцем ведь в те минуты я понимала, что к другой он не уйдет, это была настоящая любовь, от которой и рождаются браки на небесах.
Переезд
Из бытовых трудностей ничто не может сравниться с квартирным вопросом. Когда же семья ждёт первенца, тогда и вовсе нет покоя ни матери, ни отцу. Очень обрадовался Григорий Васильевич, когда узнал, что на строительстве Орско-Халиловского металлургического комбината можно найти не только работу, но и своим углом помогут обзавестись.
Сборы в дорогу были недолгими.
– Да и брать нам с собой было нечего, – погружается в свои воспоминания  Лидия Ивановна. – Два мешка утвари, и ту еле-еле разместили в маленькой комнате  барака. Не беда, что она была крохотной и кухня на несколько семей. Главное — наша, никто не потребует её освободить  в любое время года.  С появлением на свет детей несколько раз переселялись в более просторное жильё.
На новом месте  жизнь семьи Настич не была лёгкой, но она  давала надежду на лучшее. Падать духом не позволяла фронтовая закалка Григория Васильевича, его выдержка и   целеустремлённость. Это был человек, не только обуреваемый творческим  поиском, но и с золотыми руками. Шкафы, этажерка, стулья, другие предметы быта  смастерил сам. До сих пор они живут своей жизнью в квартире.
С людьми умел ладить, всегда поддерживал добрые отношения. Был увлечён рыбалкой.  За чаепитием любил поглядывать за тем, как играют дети,  во время разногласий выясняют свои детские отношения. И дня не мыслил без чтения газет, журналов, которые не помещались в почтовом ящике. По-другому жить он не мог.
Наследие
Сначала Григорий Васильевич окончил вечернюю школу, затем поступил на заочное обучение  в художественную мастерскую  в Москве. Главным же его учителем была книга. Почти с каждой зарплаты семья старалась что-то купить из художественной литературы, предпочтение отдавалось русской классике. Замечено: талант человека раскрывается в разных сферах.  Написал Григорий Настич несколько материалов в городскую газету,  редактор Николай Александрович Жиляев (впоследствии один из самых близких товарищей) предложил ему должность корреспондента. Когда городскую газету на некоторое время закрыли, духом не пал, журналистское перо не забросил. Увлечённо редактировал стенную газету «Доменщик». Должность художника на комбинате начал совмещать с писательской деятельностью. Его рассказы появились в областных изданиях. Особенно плодотворно Григорий Васильевич сотрудничал с молодёжной газетой «Комсомольское племя». Лидия Ивановна показала папку с вырезками его публикаций — их сотни. Объёмисто выглядит и переписка с редакционными коллективами. Не счесть тех тем, которые предлагали ему осветить на примерах из жизни нашего города. Тут же десятки грамот от издательств за активную деятельность в должности внештатного корреспондента.
Лидия Ивановна до сих пор недоумевает, каким образом муж всё успевал делать. Ведь он один из первых вступил в  городе в Союз журналистов СССР, был членом Всероссийского общества охраны природы, общества «Знание». Почётные грамоты свидетельствуют об активном участии Григория Васильевича в жизни этих и других общественных организаций.
Рядом с таким человеком нельзя было сидеть сложа руки, не работать над собой, признаётся Лидия Ивановна.
По примеру мужа окончила вечернюю школу, заочно – Орский пединститут.  Вместе с Любовью Стукаловой открывала  заводскую многотиражку «Металлург». В этой газете работала не только корректором, но и писала заметки.
…Яркий след своим творчеством, общественной работой оставил Григорий  Настич в жизни нашего города. Отдельной благодарности заслуживает он за сооружение величественного памятника воинам-новотройчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. У кого не замирало сердце, глядя  на этот монумент скорби?! Такие творения создаются не только художественным талантом, но и личными переживаниями. Конечно, фронтовая жизнь автора памятника наложила здесь свой отпечаток. Сохранившиеся эскизы показывают, какого напряжения физических и духовных сил требовал этот труд.
– Просыпаюсь глубокой ночью,  – говорит в заключение встречи Лидия Ивановна, – а он, погружённый в свои мысли, сидит за рабочим столом. Обращаюсь к нему — не слышит. Жаль, не дождался открытия памятника. Посмертную награду вручили мне. А Гриша теперь с небес наблюдает за теми, кто  приходит к памятнику почтить память воинов, отдавших свои жизни ради спасения нашей Родины.
…Поклонимся и мы низко Григорию Васильевичу Настичу за то, что сделал он для Новотроицка.  

Николай ЗЕЛЕНЮК.