Среди муниципальных комплексных целевых программ важное место занимает программа «Развитие системы образования города Новотроицка на 2004-2010 годы», так как в известном смысле она работает на будущее города, формирует его трудовой, интеллектуальный, творческий потенциал. На очередном заседании городского Совета депутаты заслушали информацию
зам. начальника управления образования Веры Головачевой об итогах выполнения этой программы.
Изначально на ее реализацию закладывалось более 4,5 миллиона рублей. Но в связи с кризисом объем финансирования был сокращен до 2 миллионов 932 тысяч рублей. Этих средств хватило, чтобы выполнить 13 из 22 пунктов, остальные выполнены без финансирования.
Депутаты отметили, что основная цель программы достигнута: созданы условия для реализации государственных образовательных стандартов, повышалось педагогическое мастерство – главное условие обновления системы образования, развивалось дополнительное и дошкольное образование детей, активно велась работа по сохранению и укреплению здоровья школьников и воспитанников детских садов. Все образовательные учреждения прошли лицензирование.
Сегодня в 23 школах обучается 9599 учащихся. По сравнению с прошлым учебным годом численность их сократилась на 250 человек, что объясняется определенными демографическими сдвигами. Но в последние три года ситуация начинает меняться: количество первоклассников увеличилось на 90.
В 2010 году продолжилась апробация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Это подготовило почву для перехода на новые стандарты на всех ступенях обучения.
Инновационную образовательную сеть представляют гимназия, лицей. Во всех средних школах реализуются программы профильного обучения. Им охвачено 84,8 процента старшеклассников по 12 направлениям. Предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов организована в 22 образовательных учреждениях, где ведется 118 курсов по различным предметам.
Второй год выпускники школ сдают в штатном режиме единый государственный экзамен. По всем предметам, кроме географии, истории, немецкого языка, средние баллы новотроицких выпускников превышают аналогичные показатели по области и России.
В общеобразовательных учреждениях разработаны и внедряются программы по работе с одаренными детьми. Для ребят, имеющих повышенный уровень познавательных способностей, организована работа городского научного общества учащихся. Школы успешно сотрудничают с Орским гуманитарно-технологическим институтом, Российским химико-технологическим университетом им.Д.И.Менделеева, Томским государственным университетом систем управления и радиоэлектроники, областными очно-заочными школами «Дар» и «Эрудит».
Все это дает положительный результат: растет количество победителей и призеров областных и всероссийских конкурсов и олимпиад. Так, в 2009-2010 учебном году президентский грант в 60 тысяч рублей получили трое учащихся и грант в 30 тысяч рублей – один.
Но, как сказала Вера Головачева, с реализацией программы работа не прекращается, тем более есть проблемы, которые требуют решения. Одна из них – сохранение контингента учащихся. В прошлом учебном году из школ отчислено 62 ученика 8-11 классов до получения ими полного среднего образования.
Предстоит большая работа по омоложению кадров. В школах работает 14 процентов учителей пенсионного возраста, что выше среднеобластного показателя на 3 процента. За три последних года в образовательные учреждения города пришло 50 молодых специалистов, но 16 из них через какое-то время перешли в другие отрасли.
Формированию активной гражданской позиции способствуют органы ученического самоуправления, в школах действует 22 ученических совета. А вот государственно-общественное управление остается проблемой. Сегодня создано всего 15 советов учреждений, что составляет лишь 65 процентов общего числа школ.
Информация о выполнении комплексной программы развития системы образования в городе Новотроицке была предварительно заслушана на двух постоянных депутатских комиссиях, поэтому на заседании Совета особых вопросов не вызвала.