Не так давно в «Гвардейце труда» я рассказывал о Дарье Ивановне Уразовой, замечательном человеке, стоявшем у руля новотроицкого просвещения в начале 60-х годов. Но были и после нее заведующие городским отделом народного образования, о которых все, кто работал с ними, говорят только с уважением и восхищением.
Владимир Антонович Пов-стянко. Свою педагогическую деятельность он начал в Новотроицке с должности директора школы №4 на Стройгородке. Была она в пятидесятые годы одной из самых больших и авторитетных. И не беда, что молодому директору приходилось в любую погоду топать пешком из «центра» города через железную дорогу, базарную площадь (где сейчас размещены полосопрокатный и термотравильный цехи) на Стройгородок, бывший в то время, пожалуй, лучшим поселком юного города. Работа была интересной, по душе.
Но вот на Западном построили новую большую школу №10, и его перевели директором туда. Новая школа – это во все времена клубок больших проблем. Во-первых, создание работоспособного дружного коллектива учителей. О десятой школе с первых ее лет и до сих пор в городе идет хорошая слава. Это – лучший отзыв и о ее первом директоре.
Владимир Антонович уже имел заслуженный авторитет хорошего организатора, крепкого хозяйственника, когда в 1963 году его назначили заведующим гороно. Вот с этого момента я, работавший завучем в школе №12, начал ближе и чаще видеть его, нового руководителя учительства города.
Признаюсь: первые мои впечатления о новом заведующем были не в его пользу. Хотя это подчеркивает его отличительную особенность. Неброский внешне, с негромким голосом, неулыбчивый – не трибун. И мне казалось, ему не доставляет удовольствия общение с подчиненными. Но постепенно я начинал видеть другое.
Немногословный – умел слушать людей и принимать обдуманные решения. Уже по тому, как разговаривал Владимир Антонович с человеком, было видно, доволен он его делами и словами или нет. Не по громкости, не по тембру голоса. Если недоволен, почти не поднимал глаза на собеседника. Это уже воспринималось как наказание. Но если в собеседнике он видел деловитого интересного человека, то становился совсем другим: смотрел ему в глаза, поддерживал или опровергал, и… улыбался. У него, оказывается, приятная улыбка, скромная и тихая. Но она рождала в человеке чувство уверенности, что руководитель им доволен.
Слово «начальник» к нему не идет, он -- руководитель, поддерживающий и направляющий коллег по просвещению.
По-моему, главным направлением у него была воспитательная работа школ. Именно в 60-е годы бурно развивались художественная самодеятельность и спорт. В школьных дворах стали обязательными спортивные площадки, зимой заливались катки.
Потом уже, когда Владимир Антонович был назначен заместителем председателя горисполкома по социальным вопросам, эта спортивная направленность стала общегородской: в каждом квартале оборудовались хоккейные коробки, в каждом дворе – спортплощадки. Детям было где провести досуг с пользой для здоровья.
Это массовое увлечение физкультурой сказывалось и на спортивных достижениях: Новотроицк в 60-70-е годы был самым спортивным городом в области. Но никогда Повстянко «не выпячивался», не подчеркивал своих заслуг.
В те годы не было шума о свободе и демократии, но во всем проявлялся демократизм этого руководителя. Приведу только один пример: вакантным оказалось место директора средней школы № 12. Достойных преемников было предостаточно. Но Владимир Антонович не спешил с выбором. Не один раз он ходил в школу, бывал на уроках, на собраниях, внеурочных мероприятиях. Присматривался к людям. А потом побеседовал индивидуально практически со всеми работниками школы. И сделал выбор – Иван Алексеевич Севостьянов. И не ошибся.
При решении всех рабочих вопросов Повстянко был очень внимателен к мнениям и предложениям подчиненных. Поэтому руководящие документы отдела образования были понятны и принимались к исполнению без вопросов.
Хочу пожелать Владимиру Антоновичу в канун его 85-летия крепкого здоровья, еще долгой активной жизни. Новотройчане помнят его добрые дела на ниве просвещения.
Иван ВОРОБЬЕВ.
Фото Виктора ШИТИНА.