Гвардеец труда. Новотроицк

Главная роль

Главная роль
Никто в детстве не может предугадать, как сложится его дальнейшая жизнь и какие роли в ней ему придётся играть. О том, что мир – театр, а люди в нём актеры, известно со времён Шекспира. Это выражение часто цитируется, но его расшифровка многим неизвестна. И кто и где произносит эти слова – тоже. Монолог этот произносит «меланхолик Жак» из комедии Шекспира «Как вам это понравится». В нём человеческая жизнь расписана по ролям от детства до старости. Тут дело не только в том, что все люди в мире играют расписанные им роли, но и в том, что их игра и их роли чаще всего являются вынужденными. Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки… Потом плаксивый школьник, с книжной сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой Ползущий в школу. А затем любовник, Вздыхающий, как печь, с балладой грустной В честь брови милой. А затем солдат, Чья речь всегда проклятьями полна, Обросший бородой, как леопард, Ревнивый к чести, забияка в ссоре, Готовый славу бренную искать Хоть в пушечном жерле. Затем судья С брюшком округлым,  где каплун запрятан, Со строгим взором, стриженой бородкой, Шаблонных правил и  сентенций кладезь, – Так он играет роль.  Шестой же возраст – Уж это будет тощий Панталоне, В очках, в туфлях, у пояса – кошель. В штанах, что с юности берег, широких Для ног иссохших; мужественный голос Сменяется опять дискантом детским: Пищит, как флейта… А последний акт, Конец всей этой странной, сложной пьесы – Второе детство, полузабытье: Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего. В этой «жизнерадостной» комедии все положительные герои – мрачные диссиденты, находящиеся в политической ссылке. Статус-кво меняется очень быстро и совершенно неожиданно, потому что носитель центральной власти, герцог Фредерик, страдает прогрессирующей паранойей. Один за другим герои попадают в опалу и исчезают из искореженной реальности герцога. Кого-то вышвыривают пинками, кто-то просто спасается бегством, причем иногда персонажи убегают целыми группами. Все скрываются в Арденнском лесу, лелея надежды на лучшее и питаясь олениной, совсем как легендарный Робин Гуд. И все постоянно твердят, что, несмотря на грязь и холод, получают истинное удовольствие от полной неопределенности своего незавидного положения. Все, кроме меланхолика Жака. Жаку не нужно делать вид, что он в восторге от жизни под открытым небом в ссылке, в обстановке постоянной неуверенности. Потому что она действительно ему нравится. Философ-созерцатель по натуре, он чувствует себя как дома, находясь на грани неизведанного, на самой границе будущего. Остальные персонажи постепенно становятся ближе к природе, делая вид, что слышат «проповедь в камне», но только Жак может   сам читать там проповеди.   Несмотря на то что он аристократ по происхождению, одетый в благородные черные одежды, Жак постоянно опровергает всех и каждого, претендуя на роль придворного шута и его пестрый костюм. «Оденьте в пестрый плащ меня!» – требует Жак, – …Позвольте Всю правду говорить – и постепенно Прочищу я желудок грязный мира, Пусть лишь мое лекарство  он глотает. В конце концов у герцога Фредерика наступает полное помутнение рассудка. Его время кончается, и его власти приходит конец. Неизвестно откуда появляется языческая богиня, и все поголовно женятся и выходят замуж. Но сам Жак не уходит из Арденнского леса. У него нет причин убегать от постоянной нестабильности. Для него это идеальное место жительства. Итак, всё предопределено. Но разве человек не является хозяином своей судьбы, по крайней мере, с определённого периода? Если в детские и юношеские годы он зависим от многих обстоятельств и его роль на жизненной сцене заранее уготована, то потом, при выборе профессии, места жительства, он уже сам может распоряжаться своей жизнью, сам выбирает свою роль. И в его силах сделать так, чтобы эта роль оказалась главной. Сам себе режиссёр и актёр. Конечно, это непросто. Но если сильно захотеть, если приложить все силы... Разве мало у нас перед глазами примеров и в прошлом, и в настоящем, когда человек сам сделал себя. Можно спорить с Шекспиром или его героем, но о какой самостоятельности может идти речь, если каждый человек играет в жизни свою роль – великого учёного или поэта, президента или депутата. В то время, как главная роль в жизни человека – быть самим собой, оставаться человеком. Как справиться с этой ролью, если чаще всего она несовместима с репертуаром жизненного театра, где каждый шаг расписан в соответствии с заданной пьесой и где желание играть самого себя лишает «артиста» других, соблазнительных и ярких ролей.