Гвардеец труда. Новотроицк

Книжный режиссёр Татьяна Смирнова

Публикация в «ГТ» от 1 июля 2016 года.

Книжный режиссёр Татьяна Смирнова

Традиционно правительство области отмечает высокими наградами тех, для кого работа с книгой стала призванием. Была отмечена правительством области и заведующая отделом массовой работы Центральной библиотеки им. М.Горького Новотроицка Татьяна Смирнова. Собратья по профессии знают, сколько творческой энергии прилагает она, чтобы книга для читателя стала таким же неразлучным другом, как и для неё. Один из книголюбов после  литературного вечера, посвящённого творчеству русского писателя с мировым именем, назвал Татьяну Львовну  книжным режиссёром.

Человек предполагает, судьба располагает

Хотела бы она  сказать книголюбу в ту минуту, но отзыв был неожиданным, сразу не смогла собраться с мыслями. Да и какое ему было дело до того, что с раннего детства грезила театром. За необычную оценку сказала спасибо, пригласив читателя на очередное литературное мероприятие, которое уже не один день вынашивала в своих думах.
– Орск – моя родина, – сообщила Татьяна Львовна. –  Когда мне исполнилось восемь лет, воспитательница повела группу летнего школьного лагеря на кукольный спектакль в ДК нефтехимиков. После того, как посмотрели сказку, пошли за кулисы узнавать, как рождается театральное чудо. Культпоход произвёл на меня незабываемое впечатление, с того дня с нетерпением ждала новых постановок. А вскоре сама оказалась среди тех, кто надевал куклу на руку, морщась от боли, заставлял  её двигаться, и на протяжении часа голосом изображал сказочных персонажей. Без малого десять лет исполняла роли в детских спектаклях. Когда стала старшеклассницей, благополучно «перекочевала» в молодёжную театральную студию. Никогда не забуду уроков  руководителя – выпускника режиссёрского отделения Московского театрального училища им. Б.Щукина Николая Догадина. До этого Николай Александрович работал во многих театрах страны. У него было чему учиться, и я училась. Когда же прочитала книги  Станиславского, Товстоногова, Захарова, и вовсе ни о какой другой профессии, кроме театральной,  не мечтала. Так что по окончании школы поехала в Москву с надеждой стать студенткой если не ГИТИСа, то Щукинского или другого училища. Увы, и во время повторной поездки в столицу добралась лишь до второго  тура: конкурс зашкаливал. Но духом не упала – судьба так распорядилась.

Всерьёз и на всю жизнь полюбила библиотеку

Время лечит не только физический недуг, но и душевный.  Что оставалось делать  после неудачных попыток поступить в театральный вуз? Самое надёжное лекарство от хандры и разочарования – устроиться на работу. И тут занятия в театральной студии для трудоустройства оказались весьма кстати.
– Увлечение театром сформировало у меня особый интерес к художественной литературе,  к языку, на котором говорят герои произведений, – продолжила воспоминания Татьяна Львовна. – Поэтому, когда представилась возможность устроиться библиотекарем, согласилась. Не думала, что эта профессия станет моей всерьёз и надолго. Ведь об этой работе в то время имела смутное представление. В ней я видела лишь скучное повторение одного и того же – расставлять книги на полках, заполнять формуляры, следить за порядком в зале… За внешним фасадом не знала, какая работа царит внутри  храма мудрости. Когда  втянулась в работу, труд библиотекаря открылся совершенно в ином свете. От скуки не остается и следа, если привносишь в работу живинку, обновляешь сложившиеся стереотипы.
Челябинская академия культуры и искусства, которую Татьяна Смирнова окончила заочно, нацелила на поиск творческих нестандартных решений.
– За умение превращать библиотечное дело в своего рода творческую лабораторию вам не отказали в приёме на работу в центральную библиотеку родного города, где вы трудились многие годы, имели почёт и уважение у коллег и читателей. Почему же оказались в центральном храме знаний нашего города? – обратился  с вопросом к собеседнице.
– Была история. Сегодня она мне кажется смешной, а тогда  было не до смеха. Наркоконтроль представил в библиотеки список книг, которые запрещалось выдавать читателям. Дескать, являются рекламой и рассадником наркомании. Из большого списка в нашей библиотеке  оказалось три книги. Я прочла их, никакого рассадника в них не обнаружила. В блоге поделилась мыслью, что названия наркотиков и употребление их  действующими лицами произведения, далеко не положительными, – ещё не есть пропаганда. Страсти, однако, разгорелись нешуточные. Правда, вскоре улеглись. Мне же стало неинтересно работать в коллективе, который не поддержал меня в праве иметь собственное мнение. Подала заявление.
Могу понять ограничение книг для детского чтения, фильмов с порнографическими эпизодами, реками крови и насилием. Категорически против запрета  книг для взрослого человека, так как считаю это дело не только неблагодарным, но и бесперспективным. Вспомним, как в своё время наложили табу на произведения «Не хлебом единым» Дудинцева, «Доктор Живаго» Пастернака, «Час быка» Ефремова, «Котлован» Платонова… Сегодня многие забыли о том, что эти книги были у нас под запретом. При желании читатель всё равно их найдёт и прочтёт, в соответствии с поговоркой – «Запретный плод всегда слаще». Учить людей в художественной литературе отличать зёрна от плевел – вот главная задача, которая стоит перед теми, кто избрал профессию библиотекаря.

Коллегам я многим обязана

– Как работается в Новотроицке?
– После награды правительства области нетрудно догадаться, каким может быть ответ. Я здесь, как рыба в воде. Удивительно дружный коллектив. Ему я во многом обязана, что стала лауреатом престижной премии. Не будь рядом со мной Ольги Борисовны Щеколдиной, Елены Николаевны Малкиной, Натальи Николаевны Турцовой, не смогла бы литературные вечера, другие мероприятия делать одновременно  увлекательными и познавательными, стать, по отзыву читателя, книжным режиссёром.
В этих словах нет ни рисовки, ни тщеславия. Хотите в этом удостовериться, посетите хотя бы одно из мероприятий, которое она готовит с коллегами. Вас непременно заинтригует живое слово не только о творчестве писателя, но и о той эпохе, в которой он жил и творил, друзьях и недругах, других важных моментах, оценивающих в полной мере его место в мировой литературе. Выставка художественных произведений писателя,  демонстрация на экране наиболее ярких эпизодов из кинофильмов добавляют красок проводимому культурно-массовому мероприятию. В таком стиле прошли в этом году вечера, посвящённые творчеству В. Маяковского, А.Островского, Ф.Достоевского.
– Наше внимание к классике понятно: она  всегда будет современной, – продолжила дальше собеседница. – Огорчает, когда за бортом читательского спроса оказываются  авторы, чьи  книги признаны бестселлерами.  Нам сегодня следует уделять особое внимание работе с подростками. Что скрывать, многие читают книги по «обязаловке». Надо искать новые формы и подходы, чтобы пробудить у них интерес к чтению, в век компьютерных технологий это не так просто.
Татьяна Львовна не привыкла отступать, судя по её рассказу о том, сколько времени  потратила, чтобы подготовить первый выпуск пособия «Что читать подросткам». Помимо названий книг, в нём даётся краткое пояснение, о чём они, на чём должен заострить своё внимание юный читатель. Главное  для неё – не скатываться к заезженной колее в работе с читателем, а с молодым тем более. Пусть лучше дорога будет с ухабами, но верной.
Библиотека сумела сохранить большую коллекцию диафильмов. Пришла идея провести с ребятами мероприятие под названием «Ретрофильм».  Библиотекари разыскали фильмоскоп и показали детям ленты, снятые в прошлом веке по мотивам русских сказок. Не только у детей, но и у взрослых мероприятие вызвало массу положительных эмоций.
В начале июня в библиотеке состоялся диспут  читателей о том, какие книги предпочитают они читать летом, а какие зимой. Незамысловатая, казалось бы, тема, а между тем разговор о литературе, её месте в жизни человека растянулся на два с половиной часа. Разговор мог бы и дальше длиться –  слишком богат  книжный мир, а  вместе с ним и жизнь тех, кто с детства  увлёкся чтением. Черту под разговором Татьяна Смирнова подвела так, как и следовало ожидать. Она  вспомнила слова Н.Гоголя о том, что театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра.
– А библиотека разве не такая кафедра? – задала она вопрос не столько мне, сколько себе. – Всего-то и надо: выбери книги, которые тебе дороги, и говори с читателями. Ведь как просто!