Гвардеец труда. Новотроицк

В науку – со школьной скамьи

Чуть более года назад в новотроицком филиале МИСиС благодаря финансовой поддержке УК «Металлоинвест» открылись курсы по робототехнике. Они дали школьникам возможность получить базовые знания не только по этому направлению, но и по мехатронике, программированию. Для занятий были закуплены многочисленные наборы лего, выделены кабинеты. К обучению привлекли молодых, но уже маститых преподавателей вуза.

В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи В науку – со школьной скамьи

Интерес – двигатель таланта

Работой секции робототехники руководит доцент кафедры электроэнергетики и электротехники Константин Лицин.
– Будучи очень занятым на основной работе, я не сразу согласился работать с детьми, – признается Константин Владимирович. – Но уже после первого занятия понял: это мое. Ребята к нам приходят талантливые, неравнодушные. У многих из них – хороший потенциал.
На первое занятие на курсы пришло 35 человек, а общее число обучающихся за год составило 64 человека. В основном это новотройчане, но к нам приезжали и иногородние: ребята из Орска и даже Гая.
Детей для занятий робототехникой разделили на две группы. Те, кому 10 и меньше лет, занимаются сборкой простых моделей. Ребята в возрасте до 14 лет работают с более сложными моделями, используют основы простейшего программирования.
– В работе с детьми мне помогают инженер кафедры Ольга Григорьевна Саглаева и студент четвертого курса Денис Кузяев, – продолжает Константин Владимирович. – Работая с ребятами, я отметил, что их больше всего увлекает элемент соревновательности. Им нравится наблюдать, как роботы обретают реальные очертания, в чем-то превосходят модели, сделанные другими ребятами. А «бои» роботов, которые мы устроили, привели наших учеников в полный восторг. Конечно, не обошлось без разочарований, но в любом соревновании есть не только победители, но и побежденные. Тем не менее, ни один ребенок не оставил желания заниматься робототехникой. Когда эмоции улеглись, дети подходили ко мне, спрашивали, как можно улучшить модели, усилить их слабые места.
Одна из целей кружка – популяризация науки. Поэтому Константин Лицин в работе с детьми уделяет большое внимание теоретической стороне вопроса. И пришел к выводу о необходимости более детальной проработки учебно-методической базы.
– В первые недели, привыкший к вузовской системе преподавания, я старался отводить время разбору теоретических аспектов, – рассказывает он. – Но очень быстро убедился: это неэффективно. Дети, конечно, слушают, кивают, а сами только и смотрят на коробки с моделями: скорей бы начать сборку! Тогда я пошел другим путем. В основу обучения поставил практику, а теоретические знания стал выдавать частями в индивидуальном порядке. Скажем, ребенок приступил к сборке редуктора, здесь ему и объясняется, что такое редуктор, из чего он состоит и как работает. А если ученик намерен серьезно изучить тот или иной вопрос (обычно это наблюдается у старшеклассников), то преподаватели рекомендуют ему литературу для самостоятельного изучения.
– Убедившись в том, что главными факторами развития таланта детей являются интерес и соревновательность, мы планируем сделать более частыми разнообразные конкурсы, – делится Константин Лицин планами на будущее. – Уже мы готовимся к «гонкам»: ребята собирают модели машин, которые пройдут испытания на прочность на треке. Мы также собираемся расширить охват учеников за счет увеличения числа групп. А кроме того, в проектах – разработка доступного для ребят теоретического курса занятий. Я вижу его суть в серии кратких познавательных видеороликов, адаптированных под уровень и возраст наших учеников. Возможно, будет издано учебное пособие в буклетном варианте, чтобы родители могли самостоятельно заниматься с детьми.
Мы хотим показать юным новотройчанам: наука – это не скучные термины из учебника, которые надо учить, чтобы сдать экзамен. Наука – это увлекательно, круто, драйвово!

Логика и инженерное мышление

Занятия секции «Ардуино» ведет доцент кафедры математики и естествознания, кандидат технических наук Алексей Саблин.
– Изначально планировалось, что «Ардуино» будет предназначено для студентов нашего вуза, – объясняет Алексей Валерьевич. – Занятия предполагают расширение знаний в области электроэнергетики и электротехники. Но получилось так, что в группе занимаются не только студенты, но и школьники.
«Ардуино» замечательно тем, что развивает логику, креативность мышления, умение видеть проблему под разными углами зрения. Здесь нет готовых решений, нет простых блоков. Каждый проект создается с нуля, выполняется «от» и «до» самостоятельно.
– Сначала ребята разбираются в особенностях архитектуры микроконтроллера, изучают его возможности и учатся его программировать. А уже затем на основе этого разрабатывают проекты, – поясняет Алексей Саблин. – К примеру, Александр Гусев работает над роботизированным манипулятором. Начинал он с простого, который может управляться от обычных потенциометров и тактовых кнопок. А теперь делает свое изобретение полностью роботизированным, способным действовать по заранее заданным координатам.
В работе с «Ардуино» ребята не только расширяют теоретические знания, но и развивают навыки обращения с 3D-принтером, станком с числовым программным управлением.
За год через секцию прошло более 35 человек. Среди них были и взрослые. Приводя детей на занятия, папы и дедушки также заинтересовывались. Сначала просто смотрели, затем – захотели научиться чему-то новому. Большинству были интересны системы «Умный дом». В итоге остались самые увлеченные. Сегодня основной костяк группы составляет 9 человек, самому младшему из которых – 8 лет, а самому старшему – 42.
Подводя итог работы за год, Алексей Саблин отмечает:
– Я полностью согласен с позицией руководства вуза в том, что наш институт должен стать социальным инструментом развития молодежи в масштабе области. В будущем мы планируем повысить охват учеников, расширить материально-техническую базу.
Кружок робототехники в  МИСиСе не дань моде, не короткомасштабный проект. Опыт показал: приобщение ребят к азам науки – отличный стимул для развития школьников. Получив первичные навыки в кружке, ребята впоследствии могут продолжить обучение, сделав техническую специальность делом жизни.

Марина КИРСАНКИНА.