В начале ХХ века, перед первой русской революцией 1905 года, в России вышла книга «Мнения русских о самих себе: маленькая хрестоматия для взрослых». Эта хрестоматия была составлена крупным российским административным деятелем и писателем К.Скальковским.
В качестве эпиграфа книге предшествовала русская пословица: «На зеркало нечего пенять, коли рожа крива». Таким образом, читатель был уведомлен, что он увидит в зеркале русской жизни кривое изображение, но зеркало в этом не виновато, оно отражает то, что есть. Или то, что видят в русской действительности ее самые просвещенные представители: писатели, государственные, политические, религиозные деятели, чьи критические и сатирические замечания о разных сторонах русской жизни и составили данный сборник.
Критика и сатира – дело хорошее, но возможно ли через них дать объективную картину? Чего не скажешь вгорячах в родном Отечестве или о каких-то крайностях нашей жизни. И уж совсем становится неприятно, когда критика и сатира читаются как протокол с места происшествия. А если через сто лет (и каких лет!) сатирический сборник, выпущенный накануне очередной российской смуты, воспринимается так же актуально, как и в старые времена, тут есть над чем призадуматься.
Откроем книжку на главке «Чиновники». «Ныне кто не крадет, почитается дураком», – заявляет граф Ф.Ростопчин. А вот еще один граф Е.Канкрин: «Необходимых чиновников нет, полезных очень мало, излишних сколько угодно». Есть высказывания вообще очень резкие и несправедливые: «Для того чтобы быть чиновником, надо родиться дураком и прожить жизнь подлецом» (В.Григорьев). Чиновники бывают разные: были когда-то чиновниками и А.Грибоедов, и М.Салтыков-Щедрин, и известный юрист А.Кони, и многие другие известные люди России.
Но, может быть, купечеству больше повезло? Нет, и тут та же картина. Все знают, что были в России великие предприниматели и меценаты Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, но в целом картина складывается неблагоприятная. В русском сознании купцы-предприниматели образуют некую прослойку: корни у них вроде бы народные, но от народа они очень далеки. Их отличает грубость, спесь, самодурство, жадность в добрых делах и расточительство в разгуле.
Да что там отдельные сословия, когда вся страна вызывает у думающих людей чувство отторжения. Иван Аксаков пишет: «Ах, как тяжело, как невыносимо тяжело порою жить в России, в этой вонючей среде грязи, пошлости, лжи, обманов, злоупотреблений, добрых малых мерзавцев, хлебосолов-взяточников, гостеприимных плутов… Так что ни говорите в защиту этой почвы, но несомненно то, что на всей этой мерзости лежит собственно ей принадлежащий русский характер!»
А что же за характер воспитался на этой почве? «Неразговорчивость, леность, пирование и расточительство суть наши урожденные приметы или четыре первозданных свойства, с которыми мы, кажется, родились» (Ю.Крыжанич). «Нам, русским, не надобен хлеб: мы друг друга едим и от того сыты бываем» (А.Волынский). «Мы еще не дожили до поры личного уважения… Все поклоняемся мы одному счастью, а благородное несчастье не имеет еще кружка своего в месяцеслове народа ребяческого» (князь П.Вяземский). «Для того чтобы заставить русского человека сделать что-нибудь порядочное, надо сперва разбить ему рожу в кровь» (Д.Елагин). «На Руси еще с диогеновым фонарем среди белого дня нужно искать человека» (В.Шульгин). «Никто ни в чем не виноват, ибо все мы одинаково скоты» (Максим Горький).
А вот это высказывание мне бы хотелось выделить. «Привычки рабства слишком глубоко в нас внедрились, не скоро мы от них отделаемся. Нам во всем и всюду нужен барин… Чистые холопы! И гордость холопская и холопское унижение» (И.Тургенев).
Вспоминается недавняя передача на ТВ. Тема: «Почему у нас не любят богатых?». Приехала женщина из рабочего городка. Работы нет, жить не на что. Вопрос: «Кто виноват?» Ответ: «Конечно, богатые, которые все забрали себе». Вопрос: «Готовы вы пойти на богачей с оружием в руках?» Ответ: «Готова, хоть сейчас!» Сидящий в зале предприниматель говорит: «Я могу предоставить вам работу с оплатой 20 тысяч рублей в месяц». Женщина: «Если вы дадите мне такую работу, я вам ноги буду целовать». В зале оживление и общий вывод: «Вот он такой, наш народ!»
Но можно сделать и другие выводы. Легко И.Тургеневу, русскому барину (и русскому писателю), рассуждать о рабстве и холопстве русского народа. Народ не может быть по натуре рабом или свободным, таким его делают обстоятельства. Терпит он несправедливость – плохо (рабская натура), берется за нож или топор – еще хуже («не дай нам Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). Его мордовали в крепостной России, его освободили без земли, его звали к топору нигилисты и революционеры. Его поманили светлой мечтой о будущем, которая обернулась гражданской войной, голодом, непосильной работой. Все перенес наш народ и создал великую державу. Победил самого страшного в Европе врага. Поднял из руин страну. Отстроил заводы и города, шагнул к звездам. Казалось бы, намечен путь, чтобы, не круша старое, выбрать верную дорогу. А его снова швырнули на сто лет назад, к периоду первоначального накопления капитала, к периоду резкого антагонизма и расслоения общества. Какой народ выдержит такие эксперименты?
Конечно, народ не ребенок, и все мы – народ. Но ответственность всегда лежит на вожатых, на тех, кто указывает путь. И не вина народа, а беда его, что «лучшие» оказались худшими. И они же, словно в оправдание себе, бросают фразы о самых скверных качествах своего народа. «Удивителен русский народ, но удивителен только еще в возможности. В действительности он низок, ужасен и скотен. Что можно из него сделать?» (М.Погодин). Действительно, что еще «можно из него сделать»?