Гвардеец труда. Новотроицк

Школа, ставшая судьбой

А хотела быть врачом и продавцом

Школа, ставшая судьбой

В трудовой книжке Натальи Анатольевны Рыбиной всего одна запись: место работы – школа № 14. Сюда она пришла после возвращения из Свердловска,  куда по окончании школы поехала осваивать только что введенные специальности – математику и информатику, информационно-коммуникационные технологии. Но ей сказали: «У вас в Оренбургской области два педагогических вуза, университет, езжай, девочка, домой, там и учись». Грубовато, но откровенно.
Однако время уже было упущено, надо было куда-то устраиваться на работу. В гороно ей предложили четырнадцатую школу, где еще не было вожатой.
– Шла сюда без всякого настроения: от дома далеко, как встретят меня?  – вспоминает Наталья Анатольевна. – Но, переступив порог, сразу почувствовала какое-то тепло. И действительно, школа стала моей судьбой. Отсюда я ушла в институт, сюда вернулась через пять лет.
Никаких предпосылок, чтобы стать учителем, в семье не было. Родители – чистые технари, работали на металлургическом комбинате. Маленькая Наташа играла с подружками в больницу, в школу, лечила и учила кукол. Потом решила стать продавцом, как бабушка, но та категорично заявила: «Только через мой труп!». Так что впоследствии пришлось выбирать между медициной и педагогикой. Победила последняя.
Уже классе в 8-9-м желание стать учителем окрепло. Повлияла на выбор классный руководитель, преподаватель математики школы № 15 Софья Кагармановна Шафигина – интересный человек, замечательный педагог-математик. Она так глубоко знала предмет, доступно и интересно преподавала его, что влюбляла в него своих учеников. Так что выбирать факультет не пришлось – однозначно математика и физика.
Наталья Анатольевна хорошо помнит свой первый урок:
– Это было на практике. Меня просто колотило, так я боялась. Но урок очень неплохо был оценен. Это придало уверенности. Дети хорошо меня приняли. С дисциплиной не было проблем. Мне самой понравилось быть учителем. Первый урок и учеба в институте утвердили в правильности выбора. Когда-то Любовь Павловна Растопчина, учитель биологии, сказала: если ты способна простить ребенку все – можешь стать учителем, если нет – в учителя не ходи. Я эти слова запомнила на всю жизнь. Они выражают суть нашей профессии.

Уча других, учись сам

Наталье Анатольевне довелось работать с двумя яркими руководителями школы – Натальей Павловной Звягиной и Ольгой Дмитриевной Логиновой. Люди разные по характеру, методам работы, они внесли неоценимый вклад в копилку педагогического опыта начинающего педагога.
– Наталье Павловне я благодарна за то, что она научила самоконтролю, дисциплине в любом деле, выполнению работы до конца. В Ольге Дмитриевне привлекала ее страсть к инновациям. Я люблю учителей,  которые постоянно что-то придумывают, предлагают, стараюсь их поддерживать. Роль коллег Галины Николаевой, Нины Тарановой, Зои Татариновой, Валентины Моргуновой, Нины Билишовой в моем становлении как учителя огромна. Благодаря им теперь я знаю, каким должен быть урок, какие знания надо требовать от ребенка.
Именно инновации подняли учительский статус молодого специалиста. Для прохождения только что введенной  аттестации педагогов необходимо было представить исследовательскую работу на актуальную тему. В то время в школе проходил эксперимент под названием «Диалог культур», и знание физики как части общей культуры человека удачно вписывалось в тему. Но замечательно здесь другое. Инновационный характер работы впечатлил аттестационную комиссию, и вместо первой категории, за которой, собственно, и приехала молодая учительница, ей была сразу присвоена высшая, а ее работа вошла в программу развития школы.
В эксперименте «Диалог культур» аккумулировался новаторский опыт педагогов школы, который, как показало время, имел продолжение уже в наши дни. Курс «Диалог с библией» в 80-е годы считался определенным прорывом в школьном образовании – сегодня в учебной программе изучаются основы православной культуры и светской этики. Курс «Музыка моего народа» расширял познания ребят в области музыкального искусства многонационального советского народа, дополнительные занятия по английскому языку, математике, физике, химии умножали знания по этим предметам – теперь все это укладывается в рамки федеральных государственных образовательных стандартов. Новые педагогические технологии нацеливают образовательные учреждения именно на исследовательскую, инновационную деятельность. А коллектив четырнадцатой во многом предвосхитил сегодняшний день.

Легко ли быть  директором?

И да, и нет. Нет – потому что груз административных забот велик. Да – потому что рядом с тобой сподвижники, талантливые, мудрые люди.  Директором Рыбина стала благодаря Ольге Дмитриевне Логиновой, которая  целый год ненавязчиво готовила себе замену. Наталья Анатольевна, как она сама считает, была скорее
наблюдателем, многое впитывала, многому училась. А страницу в ее учительской карьере перевернул тогдашний начальник управления образования Михаил Григорьевич Ткачев. Он задал претендентке на должность всего один вопрос: «Как к тебе относится старшее поколение учителей?». – «Нормально. И я к ним отношусь с большим уважением». – «Это главное, что я хотел услышать». Судьба нового руководителя была решена.
Она никогда не считала себя выше коллектива, полагая, что директор всего лишь первый из равных:
– С ровесниками-коллегами у меня тоже отношения нормальные. Бывают моменты, когда я горячусь, ругаюсь, и надо отдать им должное, они понимают меня и прощают. Спасибо за это большое. Обиды, наверное, возникают. Но я стараюсь всегда оставаться справедливой.
– Вы считаете себя строгим руководителем? – спрашиваю Наталью Анатольевну.
– В каких-то вопросах я жесткая, в каких-то нет. Если надо человека поддержать, я всегда «за». Если всему коллективу предстоит сделать что-то важное и ответственное – я требую собранности, бескомпромиссности, неукоснительного выполнения работы.
– И все же кого из коллег вы бы отметили?
– Это сделать очень сложно, почти невозможно, потому что каждый педагог замечателен по-своему. Но есть профессионалы высочайшего класса, которые показывают великолепные результаты. Они работают на благо школы, поддерживая и повышая ее имидж: Юрий Владимирович Соболев, Ольга Васильевна Чурилова, Елена Викторовна Гниломедова, Ирина Алексеевна Стрижова, Татьяна Владимировна Ширнина, Багила Манаповна Аксенова. Нина Никитична Билишова – ветеран, награждена медалью «За заслуги в образовании».
Каждый день перед директором встают проблемы, решение которых требует его непосредственного участия, – так сказать, текучка. Но в истории четырнадцатой и ее руководителя были знаковые события – присвоение школе в 2011 году нового статуса – лицея, объединение с начальной инженерной школой, введение инклюзивного образования. И все требовало правовой грамотности, терпения, новых знаний.
– Объединение шло очень трудно. НИШку тоже надо понять: она была самостоятельной сильной школой, и вдруг присоединить к другой, разделить с ней свои достижения и успехи. Зато сегодня в городе есть учебное заведение с сильным гуманитарным и физико-математическим профилем, показывающее высокие результаты.
Идея инклюзивного образования принадлежит бывшему начальнику управления образования  Ларисе Котовой: попробуем обучать в школе детей с проблемами здоровья.  Меня охватил страх и паника. Ни методик, ни навыков не было. Все начинали с чистого листа. Самый большой страх, что детей будут обижать, унижать. К счастью, этого не случилось. Лицеисты очень бережно отнеслись к новичкам. Со временем я пришла к пониманию, что не мы нужны этим детям, а они нам, чтобы мы стали добрее, лучше. Они воспитывают нас и делают порядочными людьми.
Будни и праздники, наивысшие моменты счастья и отчаяния связаны у Натальи Анатольевны со школой. Счастье, когда по результатам рейтинга лицей вошел в ТОП-500 российских школ. Счастье, когда  ребята вырываются на Всероссийскую олимпиаду по ОБЖ,  истории, биологии или когда школа получает губернаторский грант. 100-балльные результаты на ЕГЭ – тоже счастье и гордость за учителей и учеников. «Отчаяние создают в основном родители, – признается Наталья Анатольевна. –  Придут и вгорячах, не разобравшись, обидят, нагрубят – часто от непонимания или от бескультурья. Домой приходишь и болеешь от отчаяния. Хотелось бы, чтобы родители были не потребителями образовательных услуг, а союзниками и помощниками учителя».
Но наступает утро, забывается усталость, впереди стоят новые задачи, не выполнить которые она не имеет права.
– И все-таки была бы ваша воля, что бы вы поменяли в системе образования?
– Не душите нас контролем, мониторингами, освободите учителя от ненужной писанины, дайте ему возможность заняться прямыми его обязанностями, дайте возможность просто посмотреть ученику в глаза. У нас же на это времени не остается, – в сердцах восклицает Наталья Анатольевна. – Трудовое воспитание надо возвращать в школу в полном объеме.
В этом с Рыбиной согласны все ее коллеги.

Антонина ОВСЯННИКОВА.