Президент Российской Федерации еще в ноябре 2006 года подписал Закон «Об автономных учреждениях». Он предусматривает возможность создания учреждений нового типа – автономных, которые по своему статусу существенно отличаются от классических. В 2012 году закон должен заработать в полную силу. Однако до сих пор он неоднозначно воспринимается общественностью, вызывает дискуссии: выгодны ли автономные учреждения обществу, школе, как они скажутся на процессе обучения, работниках и школьниках? Мы попросили на эти и другие вопросы ответить директора школы №15, депутата городского Совета Наталью Александровну Тарских.
-- Наталья Александровна, когда впервые услышали об автономных учреждениях, какое возникло к ним отношение? Поменялось ли оно в связи с тем, что с 2012 года автономка становится обязательной?
-- Безусловно, слышала и читала о них. Сразу отношение возникло двоякое. С одной стороны – опасливое: все-таки 18 тысяч рублей на одного ученика при подушевом финансировании мало. На слух вроде бы большая сумма. Но в пересчете на месяц получается всего 1500 рублей, сюда входит оплата труда с начислениями (более 90 процентов), коммунальные услуги. Учтите, что администрация города часть расходов за коммуналку берет на себя. Перерасход тепла, электроэнергии школа уже оплачивает за счет своих средств. Поэтому автономка учит нас рачительно использовать ресурсы. Автономные учреждения – это элемент рынка в образовательной сфере. Родители, к сожалению, пока не готовы к новому статусу школы, хотя многие из них достаточно молодые и рыночную экономику должны бы воспринимать легче.
Переход больше беспокоит учителей: все будет зависеть от контингента учащихся: детей больше – финансирование выше.
Руководителя тревожит то, что школы уже все старые, оборудование надо радикально менять. Поэтому приходится деньги вкладывать в латание дыр, а не в развитие школьной инфраструктуры.
С другой стороны – позитивное. Сегодня у нашей школы, в которой учится 570 детей, из заработанных 10,4 миллиона рублей 1,4 миллиона забирают в пользу тех школ, у которых не хватает даже на зарплату учителям и техническому персоналу. Будь мы автономным учреждением, деньги остались бы у нас. На них можно приобретать оборудование, парты, компьютеры, делать ремонты, на которые годами не хватает средств, повышать квалификацию учителей, отмечать талантливых учеников, учителей, учреждать стипендии отличникам и одаренным детям, отмечать их за победу в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Автономка позволяет это делать.
Как автономные, мы могли бы где-то сэкономить, перекинуть деньги с одной статьи на другую. Если волнует законное и рациональное их расходование, то успокою скептиков: возможностей для контроля более чем достаточно. Это регулярные аудиторские и бухгалтерские проверки. Администрация все расходы согласовывает с наблюдательным советом -- представителями общественности, родителями. Но сделать это проще, если на счету есть свои деньги. А когда их нет – и контролировать нечего.
-- На одном из недавних совещаний прозвучала мысль, что родителей надо активнее привлекать к решению школьных проблем, особенно в условиях автономного образовательного учреждения. Как вы смотрите на это?
-- Положительно смотрю, хотя вопрос этот очень болезненный. Родители должны понять и принять то, что мы живем в рыночной экономике, где за все приходится платить. Образование становится услугой -- специфичной, очень тонкой, но услугой, которая стоит денег. Часто слышишь: вот опять собирают в фонд школы, фонд класса. Но знают ли родители, что на ремонт классов деньги не выделяются. Когда говорят: мы не сможем платить -- я отвечаю: и не надо, отмойте класс, научите детей поддерживать чистоту. С 1 сентября 2011 года начнут действовать новые санитарные нормы: стены от пола до потолка надо покрасить моющейся краской. Если этого не сделать, Роспотребнадзор кабинет просто не примет. Где я, как руководитель, возьму на это средства? Тут без помощи родителей не обойтись. 250 рублей – не такие большие деньги. Но здесь надо очень хорошо уяснить: учителю в руки не должно попасть ни копейки во избежание всяких сомнений, для этого есть родительский комитет, наблюдательный совет.
-- Родителей больше всего страшит, что образование полностью станет платным.
-- И совершенно напрасно. Образовательный стандарт оплачивается государством. Если по стандарту ребенок должен получить 34 учебных часа в неделю, он их получит бесплатно, гарантированно, без понижения качества.
-- Не получится, что обучение предмету превратится в урокодательство? Предположим, на уроке ученик не понял тему, ему предлагают прийти к своему же учителю, но за деньги как к репетитору.
-- Репетиторство имеет право на существование. Ученику с трудом дается, предположим, математика. Учитель, что мог, дал на уроке. Хотите знать предмет лучше – проблем нет, но учитывайте, что это дополнительные занятия во внеурочное время. Частное репетиторство отличается от дополнительных занятий тем, что деньги родители вносят в банк на счет школы и оформляется это как платная услуга. Для сильных учеников такие занятия должны проводиться на уровне научных обществ, которые дают знания другого уровня, сверх школьной программы. Для слабого ученика – строго индивидуальные занятия под контролем родителей, обязательно с результатами. Если результата нет, какой смысл платить деньги?
-- В таком случае как повысить КПД урока?
-- Урок должен быть очень плотным, чтобы работала каждая минута. Тут нужен жесткий контроль со стороны администрации, надо чаще бывать на уроках, проводить опросы, держать постоянную связь с родителями и с учениками. В этом году у нас было много пробных, допусковых, административных контрольных работ. И что я заметила: ученики к ним стали относиться без страха. Детям нравится много работать, они привыкают к нагрузкам, у них появляется познавательный интерес. Но знания можно получить только в том случае, если не пропускаешь занятия. Когда базы нет – прибегаешь к репетиторам. У нас для развития есть масса бесплатных кружков. В этом году в школе были организованы бесплатные (особо это подчеркиваю) курсы в 9-х, 10-х, 11-х классах по русскому языку, математике и обществознанию, которые могли посещать все ученики. Оплачивали их школа либо ЦРТДЮ. Это были настоящие научные общества, где дети развивали себя, готовились к экзаменам. Так что школа всегда найдет возможность оказать образовательные услуги бесплатно, и стандартного уровня достаточно, чтобы выпускник поступил в институт.
-- В условиях автономного учреждения школа просто вынуждена будет зарабатывать на платных услугах, кроме репетиторских, конечно…
-- У нас пока платные услуги не получили развития. Но думать об этом будем, и возможности для этого есть. Платные услуги предназначены для зарабатывания денег -- чего тут скрывать? Можно, к примеру, по вечерам сдавать в аренду спортзал для занятий аэробикой, баскетболом. И деньги пойдут на детей, на оборудование, а не в карман учителю или директору. Родители могут заказывать услуги -- школа их реализует: хотят физико-математический, гимназический или лицейский класс – сделаем, будем учить детей по более сложным программам. Кадров достаточно. Не хватит – наберем дополнительно.
-- Наталья Александровна, вы в этом году набрали четыре первых класса вместо традиционных двух. Это говорит о том, что школа не потеряла для родителей привлекательности и у нее есть перспектива.
-- Надо отдать должное учителям начальных классов, они провели большую организационную работу, ходили по садикам, представляли программу «Школа России», по которой учатся первоклассники.
Что привлекает родителей? Прежде всего то, что школа работает в одну смену. Здание теплое, светлое, а это создает позитивный эмоциональный фон. Мы делаем все, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Школа избрала социально-гуманитарное направление. И это правильно. Сегодня, я считаю, надо больше внимания уделять литературе, языкам, истории, обществознанию -- предметам, формирующим нравственность, душу, воспитывающим чувство патриотизма, честность, добро – то, чего так не хватает нашему обществу.
Школа расположена в густонаселенном районе, она территориально доступна многим. Рядом Центр развития творчества детей и юношества, он обеспечил нам более 40 часов кружковой работы. 380 из 570 учащихся посещают кружки от станции туристов, натуралистов, спортивные секции.
-- В условиях автономного учреждения возрастает значение кадров. На какого учителя могут пойти родители и дети? Кто создает имидж школы?
-- Такие педагоги у нас есть. Это математик Галина Алексеевна Трубицына, учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель России Людмила Вячеславовна Худяева, учителя начальных классов Елена Александровна Лещенко, Елена Андреевна Александрова, Ирина Анатольевна Баклагина, Диана Тажбулатовна Воронина – лауреат гранта «Уральской Стали», учитель физкультуры Галина Тимофеевна Соболева, Татьяна Николаевна Котова – учитель ИЗО и черчения, учитель технологии Анна Николаевна Заугольникова. Все это люди творческие, неравнодушные к судьбам детей, способные открывать таланты.
Коллектив обновляется. Мы взяли очень хорошего психолога Светлану Петровну Рой, она имеет два образования – филологическое и психологическое, учится в аспирантуре, человек, восприимчивый ко всему новому. Хотелось бы отметить зам. директора по воспитательной работе Валентину Сергеевну Елистратову.
-- Как подобрать творческий коллектив?
-- Это очень сложный процесс. Но я твердо убеждена: в школе должны остаться только те, кто хочет и может работать много и творчески. Надо быть строгим, требовательным. Но обязательно любить детей и свою работу. Нужна команда. И она подбирается.
-- Опираясь на такую команду, какие планы вы могли бы реализовать?
-- Мы уже начали их реализовывать. Сделали медиа-класс, хотя во многих аудиториях сегодня есть компьютеры. У нас налаживается сотрудничество с бывшим выпускником школы Сергеем Николаевичем Алтуниным, он подарил нам 15 комплектов лицензионных программ, привез мониторы, мышки и клавиатуры.
В перспективе хотим установить видеокамеры, посадить березовую аллею славу. Дооборудуем спортплощадку: сделаем сектор для прыжков в длину, полосу для бега с препятствиями, беговую дорожку. Меняем пищеблок, двери входные. На родительские деньги хотели бы отремонтировать крыльцо. Много чего хочется – денег мало.
-- Вы считаете, за автономными учреждениями будущее?
-- Да. Только за счет дополнительных услуг можно получить больше, чем предписано Госстандартом. Автономка даст возможность разнообразить образовательные учреждения, породит конкуренцию, чего многие учителя боятся. Но конкуренция должна быть честной, без переманивания учеников и учителей. Мы учим всех, кто к нам приходит. И наша школа будет готовить медалистов, победителей олимпиад – все это будет.