Гвардеец труда. Новотроицк

К 75-летию газеты «Гвардеец труда»

  • 08-08-2018 06:21

Новотроицкой городской газете «Гвардеец труда» в ноябре 2018 года исполняется 75 лет. Пройден большой путь, который начинался в первой половине ХХ века, в ту пору, когда шла Великая Отечественная война. В дальнейшем этот путь проходил через послевоенные пятилетки, смену эпох, через реформирование экономики и смену политической ситуации в стране. И все эти годы читатели получали свою городскую газету. Выпуск ее продолжается и сегодня, в наши дни, в первой половине XXI века. В серии публикаций, которые предлагаются вниманию читателей, мы расскажем о тех, кто создавал газету в разные годы.

К 75-летию газеты «Гвардеец труда» К 75-летию газеты «Гвардеец труда»

Двадцать «гвардейских» лет

Иван Яковлевич Стуколов родился в селе Илькульган Шарлыкского района Оренбургской области. В девятнадцать лет он уже преподавал в средней школе. А в 1941 году стал солдатом Великой Отечественной войны. Свой боевой путь он начинал на Брянском фронте. Потом участвовал в боях на Черниговском направлении, где приходилось форсировать Десну, Днепр и Припять. На фронте он был награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Оте-
чественной войны, медалями.
В послевоенное время, вернувшись домой, в Оренбуржье, Иван Яковлевич Стуколов работал редактором Шарлыкской районной газеты. Потом был направлен на учебу в Свердловскую областную партийную школу. После окончания ее работал редактором Акбулакской районной газеты, а в 1952 году приехал в Новотроицк. Он был уже не новичок в журналистике, имел большой опыт, и, хотя по возрасту был еще молод, ему было чуть более тридцати, он хорошо знал жизнь. В городской газете «Гвардеец труда» начинал ответственным секретарем, затем работал заместителем редактора, вел партийный отдел. С именем Ивана Яковлевича Стуколова связана целая эпоха в истории «Гвардейца труда».
В 1963 году, когда выпуск «Гвардейца труда» временно был прекращен, Иван Яковлевич в Новотроицке возглавлял городской комитет партийно-государственного контроля. В это же время он окончил заочное отделение высшей партийной школы при ЦК КПСС.
В 1965 году, когда было принято решение возобновить выпуск «Гвардейца труда», стал редактором городской газеты. Начиная работу в этой должности, он стремился не потерять то лучшее, что было наработано в газете при его предшественниках Киташовой и Жиляеве. И вместе с тем он стремился организовать работу так, чтобы не было самотека, беспорядочного, стихийного подхода к освещению производственной и общественной жизни города. Он встречался с редакторами газет других городов, бывал на совещаниях журналистов и пришел к выводу:
– Надо не «мельтешить», не шарахаться из стороны в сторону, а определить в работе главные направления, основные линии. Скажем, по промышленному отделу – экономическая реформа, ускорение научно-технического прогресса, реконструкция, пусковые стройки. Надо, чтобы газета становилась ближе к читателю. Будем выпускать страницы «Из почты «Гвардейца труда», «Субботние страницы», публиковать рейдовые материалы, статьи на моральные темы, фельетоны.
Иван Яковлевич Стуколов давал сотрудникам редакции широкий простор для творческих идей. Однажды заведующий отделом писем Владимир Калинчев внес такое предложение: публиковать мини-фельетоны под рубрикой «Позвольте побеспокоить». И пусть эти сатирические миниатюры озвучивает какой-нибудь вымышленный автор. Редактор горячо поддержал эту идею. Было придумано имя вымышленному автору – Агафон Булавин.
И вот 28 февраля 1970 года новая рубрика появилась в «Гвардейце труда». Каждую субботу некий Агафон Булавин публиковал мини-фельетоны. И тут же он стал едва ли не самым популярным автором. Язык у него был раскованный, хлесткий, лукавый. Заголовки мини-фельетонов были в сатирическом духе: «Неблагополучный эндшпиль», «Загадка ромштекса», «Отдайте второй сапог!», «Гоголь-моголь не получился». А через несколько номеров появилась еще одна рубрика – «После того как побеспокоили», где публиковались ответы на критические выступления.
Многие читатели даже не догадывались, что Агафон Булавин – автор придуманный, вымышленный. Им по душе был этот Агафон – всевидящий и всезнающий, критикующий все, что нам мешает нормально жить. И в редакцию часто стали приходить письма, адресованные Агафону Булавину.
Иван Яковлевич хорошо знал город и нередко предлагал сотрудникам редакции конкретные темы для критических статей, а иногда в соавторстве с кем-нибудь из коллег готовил фельетоны в газету.
Иван Яковлевич никогда не забывал о школе рабкоров, которая была организована при редакции. Здесь на занятиях можно было увидеть не только постоянных авторов «Гвардейца труда», таких как Николай Тураев, Петр Глухов, Николай Дегтяренко, но и юнкоров. Среди новичков был старшеклассник Александр Гамов, будущий профессиональный журналист, который свои первые заметки в «Гвардейце труда» подписывал гордо – слушатель школы рабкоров.
Осенью 1966 года Иван Яковлевич встретился с поэтом Александром Матвеевичем Цирлинсоном и предложил ему организовать и возглавить при газете литературную группу.
И Александр Цирлинсон принял это предложение. Ему было чуть за тридцать, но он сам себя называл начинающим литератором. А когда в литгруппу стали приходить пятнадцатилетние Геннадий Красников и Анатолий Тепляшин, они смотрели на него как на своего учителя. Случайно ли это получилось или не случайно, но в дальнейшем Геннадий Красников и Анатолий Тепляшин стали поэтами, членами Союза писателей СССР.
Но по состоянию здоровья редактор Иван Яковлевич Стуколов вынужден был оставить работу. В июне 1973 года он в последний раз подписал газету.

Призвание – журналист

Уверенность в себе – эту особенность в характере Александра Федоровича Щелкова замечали многие, кто хорошо знал его. Работая заместителем редактора в «Гвардейце труда», он учился заочно на филологическом факультете Саратовского государственного университета. И каждый раз, возвращаясь после очередной сессии, где многие часы проводил в читальном зале научной университетской библиотеки, он чувствовал прилив творческой энергии, и ему хотелось подготовить в газету что-нибудь необычное. Так, в 1972 году он пишет большой очерк «Урок мужества» о Владимире Фадейчеве – кандидате исторических наук, авторе фундаментального исследования по совершенствованию организации труда в промышленности в послевоенные годы. В Новотроицке он преподавал на кафедре истории учебно-консультационного пункта ВЗПИ.
Кто же он, герой очерка – Владимир Фадейчев? Оказывается, в детстве судьба не пощадила его. Ребята подобрали где-то безобидную металлическую палочку, а это был детонатор от гранаты, оставшийся с лихих времен гражданской войны. Играли с этой металлической палочкой, передавая ее друг другу. И когда ее взял Володя Фадейчев, детонатор взорвался, и мальчишка потерял зрение.
С детских лет ему понадобилось мужество, чтобы противостоять этой большой беде. И судьба не сломила его. Он окончил среднюю школу и поставил перед собой цель – получить высшее образование. «Я встречал его в Саратове, – пишет Александр Щелков. – Мы ходили с ним одними коридорами нашей «альма матер» – университетского корпуса на улице Радищева, где располагаются два гуманитарных факультета – филологический и исторический. Встречал в других местах – в студенческих столовых, в нашем уютном скверике возле факультета, а также на набережной Волги. Встречал его в университетской научной библиотеке. Да, он там работал. В его положении это было нелегко. Он был студентом исторического факультета, а это – море фактов, цифр, аналогий, это история государств, тысячи имен.
Там, в Саратове, Владимир Фадейчев познакомился с Ольгой, которая стала его женой, верным другом и помощником. Исторический факультет он окончил с отличием и вскоре поступил в аспирантуру Московского государственного университета. Защитил диссертацию. Стал кандидатом исторических наук. Для него, потерявшего зрение, это – подвиг».
В 1975 году Александр Щелков публикует в городской газете очерк «За высотою – высота». Это рассказ о главном инженере Аккермановского рудоуправления Анатолии Алексеевиче Панычеве. «Если кто-то спрашивает, где главный инженер и когда он вернется в контору, то обычно отвечают: он или в карьере, или на дробильно-сортировочной фабрике, или у взрывников, или в лаборатории. Он приходит в свой кабинет продымленным, с руками, испачканными мазутом, но приносит с собой запахи зацветающей степи и пороховой гари. Вешает брезентовую куртку – и, пожалуйста, заходите, товарищи! За столом сидит невысокого роста, загорелый молодой человек. Да, ему чуть более тридцати – главному инженеру крупного рудоуправления, ежегодно дающего около 600 тысяч тонн железной руды и свыше 3,5 миллиона тонн известняка, потребность в котором на металлургических предприятиях страны все возрастает».
В очерке Анатолий Алексеевич Панычев показан как специалист, как руководитель технической службы, как человек добрый и отзывчивый.
Начиная с лета 1973 года Александр Федорович Щелков исполнял обязанности редактора «Гвардейца труда». А потом, через год, он был утвержден редактором. Но руководил газетой недолго. В 1975 году, в октябре, редактором «Гвардейца труда» был назначен Владимир Иванович Волгин.

Валентин КАРГА,
член Союза журналистов России.
Фото из архива редакции.