Гвардеец труда. Новотроицк

Лицей был, есть и будет

Лицей был, есть и будет
Новотройчане не могли не заметить взволнованную, наэлектризованную группу родителей учащихся лицея около городской администрации, а несколькими днями раньше, в день последнего звонка, таких же радикально настроенных выпускников этого образовательного учреждения, скандирующих: «Оставьте нам лицей!» Да, действительно, ситуацию, сложившуюся в последнее время вокруг лицея, стандартной не назовешь. Дело в том, что в связи с переходом образовательных учреждений в автономные и соответственно новыми условиями финансирования малокомплектные школы города №1, 11, 9 и лицей становятся не способными к самофинансированию. А по Федеральному закону №83 перераспределение средств и содержание таких образовательных учреждений за счет других строжайше запрещено. Да и руководители школ теперь вряд ли спокойно отдали бы сотни тысяч рублей, крайне необходимых своим коллективам. Поэтому, чтобы не ломать в целом систему образования города, было решено присоединить их к более крупным и финансово более сильным школам. Впервые всерьез о переходе на автономку в городе заговорили летом прошлого года, были организованы обучающие курсы, на которых предстоящая реорганизация и изучение уже появившегося в области опыта разбирались в деталях. Но со стороны создавалось впечатление, что некоторые руководители воспринимали автономку несколько виртуально, не примеряли, так сказать, новую рубашку на себя. Поэтому, когда вопрос встал ребром, таким болезненным оказалось реформирование. Если с общеобразовательными школами было все более или менее понятно, то с лицеем ситуация складывалась сложная. Настолько сложная, что в нее было вынуждено вмешаться министерство образования области. В специально созванном совещании приняли участие первый зам. министра образования Ольга Озерова, зам. начальника управления контроля и надзора, лицензирования и аккредитации  образовательных учреждений Игорь Герасименко, главный специалист управления Светлана Бахина, директора школ, глава города Галина Чижова, председатель городского Совета Андрей Мезенцев, депутаты, а также зам. директора лицея по научной работе Людмила Брылева, представители родительской общественности. Как это ни  печально, смысла в этом совещании уже не было никакого: 27 мая подписано постановление администрации города о слиянии лицея и средней школы №14, законность которого признал и губернатор  области, и прокурор города. Но разговор все же состоялся, и он носил скорее просветительский характер, поскольку родители, да, наверно, и коллектив, были не в курсе многих вещей. Если отбросить излишние эмоции и остановиться только на фактической стороне дела, то все сводится к следующему. Чтобы лицей был самодостаточным образовательным учреждением, в нем должно учиться 500-600 учащихся (а самодостаточность зиждется на подушевом финансировании: 18 700 рублей на одного ребенка). Лицензия же этого учреждения предусматривает наполняемость 350 человек, фактически на конец учебного года в лицее обучалось менее 300 человек. Руководство лицея получило разрешение добрать учащихся. Но главная цифра «350» почему-то осталась за скобками. А в ней-то все дело. Перешагни ее – тут же последуют исчисляемые десятками тысяч рублей штрафы за несоблюдение лицензии. Можно ли получить другую лицензию на большее число учеников? Можно. Но для этого необходимо создать условия: увеличить учебные площади, столовую, в которой пока 100 посадочных мест, реконструировать пищеблок. И начался поиск вариантов. Их было несколько. Один – присоединить первую школу. Но нет, лицей ее не потянет. Другой -- отдать мастерские, в которых расположена станция юных техников, благо они совсем рядом. Тоже не годится: здание старое, вначале надо укреплять несущие конструкции, сделать кардинальную перепланировку, на что нужны огромные деньги, которых в бюджете просто нет. Третий -- передать лицею закрывающуюся девятую школу, на что соглашался коллектив. Однако здание школы уже задействовано в программе реализации  новых образовательных стандартов, в этом огромном микрорайоне оно станет полноценным досуговым центром -- филиалом ЦРТДЮ, сюда перебазируется станция туристов. Так что и это не вариант. Остается четвертый – объединить лицей с общеобразовательной школой. Но с какой? Ведь нужна примерно такая же по уровню подготовки учащихся, уровню достижений и рейтингу. Первой, на кого пало внимание, стала гимназия. Пойди управление образования по этому пути, лицей растворился бы в ней и город потерял бы еще одно высокостатусное образовательное учреждение. А это даже в статистическом отношении определенный шаг назад, чего допускать никак нельзя. Лицей в городе должен остаться. Родители, пришедшие на совещание, готовы были тут же написать заявления о том, что они согласны на вторую учебную смену. В ответ первый зам.министра Ольга Озерова сослалась на Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», где в пункте 10.4 прямо указывается, что лицеи и гимназии обучение ведут только в одну смену. Роспотребнадзор строго следит за выполнением требований СанПиНа, и тягаться с ним бесполезно. И тогда выбор пал на школу №14. Учреждение большое, может принять на себя дополнительную финансовую нагрузку, входит, наряду с лицеем, в четверку лидеров образования города, недавно названо в числе восемнадцати лучших школ области. Как видим, обстоятельства сложились так, что в автономное плавание лицею самостоятельно плыть не придется. Это больно, бьет в известной степени по самолюбию. Но надо реалистично смотреть на вещи и понять главное в предлагаемом реформировании: для учащихся и преподавателей практически ничего не поменяется – лицей останется на своем месте, профиль будет сохранен, преподаватели те же. Объективно слияние создает солидное образовательное учреждение с двумя мощными профилями – технологическим лицейским и гуманитарным, которое обеспечивает четырнадцатая школа. Более того, объединение прекращает взаимные обиды: директора школ не будут сетовать, что они растят учеников, раскрывают их таланты, а лицей собирает сливки. В свою очередь руководство лицея не обвинит школу в том, что она насильно удерживает учеников, которые хотят получить знания на более высоком качественном уровне. Новый лицей будет соответствовать классическим стандартам, когда педколлектив начнет набирать и развивать учеников с первого класса, как это делает гимназия. Но вернемся к совещанию. Три часа понадобилось, чтобы кое-кто из присутствующих родителей начал смотреть на ситуацию не узко, а в масштабах города и понимать, что в данной ситуации сохранить лицей можно, только создав новое многопрофильное образовательное учреждение. С согласия обеих сторон была создана комиссия, которая будет индивидуально работать с каждым родителем и учеником и по обоюдному согласию решит, кто из ребят продолжит обучение в лицее, а кто вернется в свою школу. События, развернувшиеся вокруг лицея, вызывают вполне естественный вопрос: можно ли было их предотвратить? Наверное, можно. Не три месяца назад, а года за полтора, когда автономные учреждения стали обретать права на жизнь, нужно было начать прорабатывать все возможные варианты, готовить проекты правоустанавливающих  документов, постараться войти в региональные и другие программы, добиваться финансирования предполагаемых ремонтов и реконструкций, получать другую лицензию на образовательную деятельность. Тогда сегодня не вставали бы в пикет родители, не могущие взять в толк, почему в учреждении, рассчитанном на 350 детей, нельзя обучать 500, а учителя не тратили бы силы, нервы, время на «борьбу за правду», вместо того чтобы целиком и полностью посвятить себя  выпускным и переводным экзаменам. И поскольку случилось то, что случилось, совсем не хочется, чтобы между объединенными коллективами началось нездоровое соперничество, возникали снобистские или уничижительные настроения. Теперь есть один педагогический коллектив, и цель у него одна – дать детям знания и нравственные ориентиры, которые помогут им не потеряться в жизни.