Гвардеец труда. Новотроицк

Педагог уходит из профессии

В Новотроицке каждый пятый педагог достиг пенсионного возраста. Вместе с тем до 30 процентов молодых педагогов уходят из профессии, проработав всего два-три года. Уж очень это нелегкое дело – учить детей.

О том, как пополнились ряды новотроицких педагогов в этом году и что делается для закрепления молодежи, рассказывает методист информационного методико-диагностического центра управления образования города Татьяна Никулова.
– В прошлом учебном году в новотроицкие школы пришли 15 молодых учителей, еще годом ранее – 18, и в этом году в городе рекордное за последние несколько лет количество молодых специалистов – 21. Из них 12 – учителя начальных классов, три учителя истории и обществознания, два учителя русского языка и литературы, по одному учителю математики, английского языка, физкультуры, а также педагог-психолог. Они пополнили ряды педагогов в 12 школах. Очень надеемся, что пришедшие молодые коллеги будут достойно трудиться в профессии долгие годы. Пока же мы только знакомимся. Прошло два организационных заседания, молодые специалисты приняли участие в анкетировании, чтобы мы могли побольше узнать о них, их потребностях и запросах. Состоялось два мастер-класса, в ходе которых перед начинающими учителями выступили опытные педагоги, был представлен открытый урок для учителей начальных классов.
Но, конечно, мало принять на работу выпускников вузов и колледжей, надо еще и все сделать для того, чтобы они остались в школе. И это, прежде всего, задача самих школ.
Слабое закрепление молодых кадров – это общая проблема образования не только в нашем городе. Причин ухода, к сожалению, много. В числе главных можно назвать неудовлетворенность молодых педагогов результатами своего труда, а также условиями труда – здесь в первую очередь следует сказать о большой педагогической нагрузке, огромном документообороте, который надо вести учителю, потому что постоянно требуются отчеты, анализы, и готовить их приходится в нерабочее время. Сегодня к педагогу предъявляются очень высокие требования. Он должен быть не только предметником, но и менеджером, креативным организатором, особенно если он еще и классный руководитель.
Уходят молодые специалисты и потому, что не всегда могут наладить конструктивное взаимодействие с родителями, для которых тоже надо быть авторитетом. Уходят из-за боязни не соответствовать высокому уровню более опытных коллег, из-за сложностей в поисках общего языка с учениками. Это действительно большая проблема, потому что учитель не только дает знания, но и способствует развитию личности ученика, при этом сам педагог должен быть достойной личностью – не допускать ошибок, быть интеллектуально разносторонним человеком, интересным для ребенка, обладать высокими нравственными качествами. Все это очень сложно.
Методический центр может содействовать профессиональному становлению, обучить новым методикам и технологиям. А вот создать комфортную и творческую профессиональную среду, где захотелось бы не только получить знания, но и продолжать развиваться, – все это ложится на плечи коллектива образовательного учреждения. И мы надеемся, что проблему школа решит. Для чего необходимо подключить всех: руководителей образовательных учреждений, руководителей школьных методобъединений по предметам. Это непросто, но все должны быть заинтересованы в притоке свежих сил.

Педагог уходит из профессии
Анна СИМОНОВА.