Гвардеец труда. Новотроицк

К 75-летию газеты «Гвардеец труда». Две тысячи его публикаций

  • 17-10-2018 05:43

Это было в декабре 1959 года. В редакцию городской газеты прислал свою первую заметку начинающий автор, который, как предполагали в «Гвардейце труда», придумал себе необычный псевдоним – Михаил Секрет.

К 75-летию газеты «Гвардеец труда». Две тысячи его публикаций

В заметке рассказывалось о делах монтажников на строительстве стана «2800». Поскольку автор был новый и в редакции о нем пока ничего не знали, то на всякий случай позвонили по телефону в «Востокметаллургмонтаж», чтобы уточнить, работает ли у них Михаил Секрет.
– Есть такой. Работает.
– Кем?
– Монтажником.
– А сколько ему лет?
– Молодой парень. В армии еще не служил.
– В своей заметке он называет фамилии монтажников…
– Тут у него все железно. Эти фамилии он согласовывал с нами. Так что не беспокойтесь.
Вот тогда, в декабре 1959 года, и была напечатана в «Гвардейце» первая заметка Михаила Секрета. Потом он прислал по почте вторую заметку, третью, а вскоре и сам пришел в редакцию. И журналисты познакомились с ним. Парень оказался не по годам серьезным. Во время беседы больше слушал, чем говорил. Ну а потом стал бывать в редакции очень часто. Приносил свои заметки, информации, зарисовки. Так начиналось его сотрудничество с «Гвардейцем труда».
...Пройдут годы, и Михаил Секрет станет известным журналистом и литератором. И где бы он ни работал, никогда не забывал новотроицкую газету, печатал здесь свои статьи, очерки, рассказы, повести и главы из романов. Как он сам подсчитал, за сорок лет в «Гвардейце труда» вышло более 2 тысяч его публикаций.
«У Михаила Секрета – необычная судьба, необычная биография, – пишет в городской газете Татьяна Пылева. – Родился он в 1941 году на глухом казачьем хуторе, где окончил четыре класса в начальной школе. Подростком работал пастухом, прицепщиком, штурвальным. В четырнадцать лет был награжден медалью за добросовестный труд.
Ему было семнадцать лет, когда приехал в Новотроицк. Работал грузчиком в копровом цехе комбината, слесарем в управлении «Востокметаллургмонтаж». Учился в вечерней школе на Стройгородке.
В 1960 году он был призван в армию. Служил в ракетных войсках особого назначения. Менялись места службы, но Михаил Секрет, уже будучи старшиной, находил возможность писать в военные газеты и журналы, где его постоянно публиковали.
После армейской службы вернулся в город своей юности – Новотроицк. Теперь судьба его была связана с журналистикой. Работал в городской газете – в промышленном отделе. Он много писал не только для «Гвардейца труда». Его печатали в самых разных периодических изданиях.
Вскоре перешел работать в областную газету «Южный Урал» – собкором по городу Орску. Журналисты, хорошо знавшие Михаила, всегда удивлялись его творческой энергии.
В дальнейшем его назначают редактором «Орского рабочего». И через два года эта газета завоевала во Всесоюзном соревновании первое место.
В Орске он организовал клуб «Поиск». С помощью активистов этого клуба создавалась картотека Героев Советского Союза, в том числе забытых и малоизвестных.
Пять лет работал главным редактором областного радио, заместителем председателя областного комитета по радиовещанию и телевидению. Потом жил и работал в Москве.
Михаил Секрет – автор романов, повестей, рассказов. Он имел личный архив, в котором насчитывалось более 250 тысяч различных документов, посвященных Героям Советского Союза. Это биографии, воспоминания, адреса, переписка, 3500 личных писем Героев.
В начале девяностых годов Михаил Секрет снова вернулся в Новотроицк и снова стал сотрудничать с «Гвардейцем труда». Он публиковал свои зарисовки и очерки под рубриками «Чтобы помнили» и «Так это было». Эти материалы были посвящены тем, кто строил город, выплавлял первый металл, известным людям, чьи судьбы неразрывно связаны с историей Новотроицка».
Вот один из очерков М.Секрета, напечатанных под рубрикой «Так это было». Называется он не совсем обычно – «Затесались в актерскую семью». В нем речь идет о съемках фильма «Наш корреспондент», которые проходили в Новотроицке в 1958 году на площадке, где строилась вторая домна. Автор сценария – писатель Сергей Антонов, лауреат Государственной премии. Режиссер-постановщик – Алексей Граник. Главные роли исполняли заслуженный артист республики Петр Павленко и Ролан Быков, а также Нинэль Подгорная, которую зрители хорошо помнят по фильму «Дело Румянцева».
Очерк начинается так. «Тот, кто видел фильм «Наш корреспондент», запомнил, наверное, такой эпизод. Просторная площадка доменной печи. Панорама большой стройки. К небу тянется купол домны. Плывут белые курчавые облака. И монтажная стрела рассекает синеву неба. На стреле – человек. Когда смотришь на него снизу, с площадки, с большого расстояния, он кажется маленьким. Ему что-то показывают жестами, и он понимает, идет по стреле. Эпизодическую роль монтажника-верхолаза сыграл в этом фильме новотроицкий строитель Петр Гамов.
А было так.
– Позвали меня в штаб стройки и велели в новую форму одеться. Дали спецовку, новые сапоги и монтажный пояс, – вспоминает с улыбкой Петр Гамов. – Показали, куда лезть надо. Облачился в новое. Тут люди незнакомые подходят. Ящики какие-то тащат, провода разматывают. Юпитеры устанавливают. Один подходит и рассказывает, мол, так и так, будем снимать кино. Ну кино так кино. Даже посулил какие-то деньги. А вечером – пару бутылок коньяка. Ну полез с легкой душой на верхотуру. Не в первый раз. А день по-летнему знойный. Жара. Духотища. Сделал все то, что просили. Спустился. А мужик, что в шляпе и в белом, материт другого, что с аппаратом. Велят мне снова на стрелу крана подниматься. Я рассердился: «Да пошли вы…» – говорю им. Они замешкались. Тут подходит ко мне Василий Крюков, он монтажом командовал. Тоже в новое одет. И шепчет: мол, давай, Петр, себя в кино увековечишь. Уговорил. Я снова полез на стрелу крана. На этот раз все удачно вышло. Я спрашиваю Василия Крюкова, почему он тоже в новой спецовке. А он смеется: «И меня снимали в этом же фильме, вот тут, на нашей рабочей площадке. Будем когда-нибудь рассказывать детям и внукам, как мы с тобой в актерскую семью затесались».
Видимо, это единственный в мире художественный фильм, где одновременно снялись два наших новотройчанина – Петр Гамов и Василий Крюков, будущие Герои Социалистического Труда.
В семье Гамовых выросли два сына. Александр стал журналистом, работает политическим обозревателем «Комсомольской правды». В Москве он встречался с актером Роланом Быковым, который хорошо помнил Новотроицк и своего «двойника» Петра Гамова, помнил небольшие трамваи, ходившие тогда по улице Советской до коксохима. Второй сын Петра Алексеевича – Сергей Гамов – актер театра и кино.
Под рубрикой «Так это было» Михаил Секрет публикует в «Гвардейце труда» очерк о Сергее Мироновиче Франкфурте. Родился он на исходе XIX века, рано стал революционером. Будучи в эмиграции, окончил политехнический институт в Гренобле. В 1917 году вернулся в Россию.
В первые пятилетки его имя было хорошо известно в стране. Он руководил знаменитым «Кузнецкстроем». А потом, в 1936 году, по приказу Орджоникидзе создавал в Оренбургской области трест «Орскхалилстрой». Он возглавил этот трест и был назначен уполномоченным Народного Комиссариата тяжелой промышленности по Южно-Уральскому району. Ему были даны большие полномочия и власть. Он был делегатом VIII Всесоюзного чрезвычайного съезда Советов, на котором приняли Конституцию СССР.
«Каким он был, этот легендарный Франкфурт? – пишет Михаил Секрет. – Раньше о нем писали мало, цензура не пропускала эту фамилию. Сергей Миронович проходил по списку врагов народа. Его арестовали в 1936 году. Он надеялся вернуться домой, успел оставить записку дочке и жене: «Ждите, я вернусь скоро. Будем, дочура, играть на рояле». Франкфурта расстреляли. Семья тоже сгинула. А рояль сиротливо стоял в пустом доме. Сергея Мироновича обвинили в шпионаже, в создании на Урале контрреволюционного подполья. В Орск была направлена секретная телеграмма: заклеймить Франкфурта всенародно и требовать высшей меры. И клеймили, и требовали. Многие хорошо знали его и, конечно же, не верили, что он враг народа».
Сегодня имя Сергея Мироновича Франкфурта, который возглавлял Орско-Халиловский промышленный узел, не только в памяти уральцев, но и на страницах новой истории.
В 1997 году Михаил Секрет публикует в «Гвардейце труда» повесть «Дорогами Мирхайдара», посвященную жизни и творчеству классика татарской и башкирской литературы Мирхайдара Файзи. В своем предисловии газета пишет: «Имя Файзи известно всему цивилизованному миру. Переиздают его книги. В театрах ставят спектакли по его драматическим произведениям. Имя Файзи присвоено Оренбургскому татарскому театру. Устанавливаются мемориальные доски в местах его пребывания. Особую гордость у нас вызывает то, что Мирхайдар Файзи самым тесным и непосредственным образом связан с нашим городом, с нашим краем, с нашими людьми. К сожалению, до последнего времени в современной литературе мало писали о Файзи. Михаил Секрет провел большую исследовательскую работу по восстановлению эпизодов жизненного пути выдающегося сына России».
Повесть была опубликована в двенадцати номерах «Гвардейца труда». У читателей она вызвала большой интерес.
Показательно, что именно русский журналист Михаил Секрет впервые рассказал о великом сыне татарского народа.

Валентин КАРГА,
член Союза журналистов России.
Фото из архива редакции.