В течение послевоенных лет память и совесть человеческая мучила нас: мы не знали, где захоронены отец Киселев Алексей Иванович, 1900 года рождения, пропавший без вести в 1941 году, и брат Киселев Иван Алексеевич, 1924 года рождения. А мы – это мама Ксения Ивановна, две сестры, три брата. Я живу в Новотроицке.
На запрос о погибшем отце Управление по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава рекомендовало обратиться в Буранный райвоенкомат. Ответа не было (в то время отношение к пропавшим без вести было иное...)На брата у нас сохранилась красноармейская книжка, присланная после его смерти от ран в 1944 году из госпиталя №1154, располагавшегося тогда в поселке Олевске Житомирской области.
В 1987 году после многочисленных переписок с военными комиссариатами стало точно известно место захоронения брата Киселева Ивана Алексеевича. На наш запрос положительно ответил председатель совета ветеранов войны и труда поселка Олевска Расновский Владимир Кононович. Это было не просто сообщение, в конверте – фотографии обелиска на братской могиле с указанными фамилиями, годом рождения, воинским званием, датой захоронения, сведениями о родственниках, под № 38 – данные брата. Все совпадало. Это было 6 июля 1987 года. Можно понять наше горе и наше радостное состояние! Теперь мы знали точно, где захоронен наш брат.
30 октября 1987 года моя семья получила ответ и приглашение от председателя районного совета ветеранов войны и труда Билюка Владимира Тарасовича. А 2 ноября 1987 года я, сестра с мужем были уже в пути.
Приехали 4 ноября в Олевск поздно, обратились в железнодорожную гостиницу при вокзале и были радушно приняты. Рано утром 5 ноября на площади у ухоженного обелиска братской могилы, «встретились с братом», возложили цветы.
В течение двух дней мы знакомились с Олевском, с людьми, встретились со школьниками, педагогическим коллективом школы №3 (шефствует над обелиском), были на месте, где располагался госпиталь №1154 в 1944 году. Нас возили в село Копище в музей-панораму истории села. Это район дислокации партизанского отряда Медведева. Немцы сожгли его с людьми, как Хатынь.
Уезжая, мы увезли с собой сувениры, землю, пропитанную кровью, списки захороненных в братской могиле и тепло сердец жителей современного Олевска.
Повторно с женой мы были в Олевске в 1988 году. А потом наступили другие времена – перестройка, развал СССР.
Осталась одна возможность – переписка.
И с небольшими перерывами обмениваемся письмами и сувенирами с местными школьниками.
Их интерес связан не только с Великой Отечественной войной, но и с именем Т.Г.Шевченко. Дело в том, что во время нашего посещения Олевской школы №3 учителя литературы интересовались судьбой великого кобзаря, зная его связь с Оренбуржьем. Приехать к нам за эти годы никто не смог. А у нас, в Оренбуржье, проводятся шевченковские чтения. В 2008 году я обратился в Оренбург к Чубареву Владимиру Михайловичу. Он выделил несколько книг, работ о пребывании Т.Г.Шевченко в Оренбурге. В Орский музей имени Т.Г.Шевченко я ездил сам, получил подарки, сфотографировал отдельные макеты, стенды. Собрал бандероль и отослал в Олевск. Огромное спасибо работникам музеев!
Теперь в Украине убедились, что в Оренбуржье помнят и чтят их земляка - поэта, писателя, художника Т.Г.Шевченко.
В нашей жизни многое взаимосвязано. Поиски места захоронения брата привели в Олевск, в результате завязалась многолетняя переписка. И никакие политические перемены не смогли этому помешать. «Это нужно не мертвым, это нужно живым».
Теперь хочется найти и место захоронения без вести пропавшего отца.
Александр КИСЕЛЕВ.
На снимкe: г. Олевск, памятник воинам-освободителям.