Гвардеец труда. Новотроицк

«Я здесь живу … »

Ярких событий в жизни Нины Данилиной наверняка хватило бы для увесистой книги. Кто знает, может, и возьмётся за перо. Нина Михайловна – человек энергичный, её жизненное кредо «Никогда не бояться нового дела!». Наше повествование всего лишь штрихи к личности человека, связавшего свою жизнь с нашим городом. 50 лет трудовой биографии отдано металлургическому комбинату.

«Я здесь живу … »

Назло лишениям
В семье Михаила Ивановича Цветкова, проживавшего в рабочем поселке Дудоровский стеклозавод Калужской области, было пятеро детей. Когда в страну вторглась фашистская орда, старшей Люде исполнилось восемь лет, остальным – Лиде, Ане, брату Володе ещё меньше, а Нине и вовсе два месяца.
До войны семья не бедствовала. Кроме работы была уверенность в завтрашнем дне, к тому же Михаил Иванович – наследственный… халявщик. Увидев на моём лице удивление, Нина Михайловна, разъяснила: «Халява на языке стеклодувов означает каплю на конце трубки, с помощью которой мастер и выдувает не только обиходную посуду, но и настоящие произведения прикладного искусства. Эта профессия требовала не только особой сноровки, но и художественного вкуса, хорошо оплачивалась. К тому же папа владел грамотой, маму обучил чтению и не по букварю, а по газетам».
Кошмар начался со дня объявления войны. Михаил Иванович сразу же оказался на передовой. С фронта писал жене: «Береги детей! и верь: победа будет за нами». Эти слова для жены стали заветом, о котором никогда не забывала и который помогал ей морально и физически в самых сложных обстоятельствах. С мужем Евдокия Ивановна так и не встретилась. В ожесточённом сражении под Москвой вражеская пуля настигла Михаила Ивановича.
Во время оккупации Дудоровского стеклозавода фашистские стервятники поначалу корчили из себя цивилизованных зигфридов. Но по мере того, как блицкриг начал трещать по швам, превращались в настоящих злодеев. Средь бела дня шастали по дворам, грабили всё, что попадало под руки – кур, гусей, свиней… Стреляли в тех, кто посмел сопротивляться. Поэтому жители сёл, учуяв гул фашистских мотоциклов, вместе с детворой, съестными припасами бежали в лес от мародёров.
Немцам не удалось захватить Москву. Пришёл для Красной армии час гнать врага с родной земли. Дудоровский стеклозавод стоял на пути большого сражения. Во избежание жертв командование приказало эвакуировать жителей посёлка. С мая по октябрь добиралась Евдокия Ивановна с детьми до Челябинска. Условия были ужасающими. В разбитых вагонах стоять негде – не то чтобы прилечь. Поезд простаивал сутками на станциях и полустанках – навстречу мчались беспрерывным потоком воинские составы.
Во время одной длительной стоянки взрослые вместе с детьми высыпали из вагонов в соседний лесок.
– Не знаю, какую ягоду они собирали, но когда прозвучал второй гудок и надо было бежать к составу, меня впопыхах оставили в лесу, – рассказывает Нина Михайловна. – Как назло, поезд проскочил несколько разъездов и станцию. Только тогда мама, доверив детей другим людям, отправилась на поиски своего чада. Нашла и пешком за неделю нагнала состав. «Это бог помог мне тебя спасти», – прошептали материнские уста. Наконец добрались до Челябинска. Выгрузили нас на окраине города. Здесь пленные немцы готовили площадку под оборудование эвакуированного завода. Поначалу под открытым небом люди не только работали у станков, но и жили, как говорится, на семи ветрах. От недоедания, холода и у меня посинели руки, ноги; старшие стали называть синенькой. С появлением первых бараков маме удалось «пробить» для своих детей комнату. То-то было у всех радости!
События той поры слабо сохранились в памяти Нины Михайловны. А вот День Победы она запомнила – слишком долгожданным он был. Весь люд ликовал от радости. Затих лишь тогда, когда по площади Революции провели пленных фашистов. В назидание, чтобы никогда в будущем не помышляли нападать на нашу страну.
… До семи лет Нина не разговаривала и не ходила. Мать тревожилась, ведь ребёнку в следующем году надо идти в школу. Видно, и в этот раз молитвы Евдокии Ивановны дошли до бога; ребёнок неожиданно и заговорил, и пошёл.
Учёба у худенькой от недоедания девчонки заладилась. Трудно было выживать многодетной семье в послевоенные годы. Навсегда малышка запомнила, как надо крохотный кубик масла размазывать по хлебу. Девочке приходилось донашивать одежду старших. Но эти и другие лишения не могли поколебать её стремления хорошо учиться. Да и пример было с кого взять – старшие сёстры и брат преуспевали в учёбе. Сердце подсказывало: добивайся большего, если хочешь поступить в вуз. Ещё до окончании школы Нина решила поступить в строительный институт.
– Все годы семья ютилась в каморках, – продолжила свой рассказ Нина Михайловна. – Строители быстрее получали благоустроенные квартиры. Вразумила старшая сестра Люда.
– Видишь, как маме нелегко всех учить, – наставляла она. – Поезжай к Анне в Миасс и поступай в автомеханический техникум на бухгалтерское отделение. Поможешь и нянчить племянницу Наташку.
Так на семейном совете и решили. Поступила Нина в техникум с лёту, а училась на зависть многим сокурсникам. Под аплодисменты преподавателей и выпускников вручили красный диплом. Всю ночь не могла сомкнуть глаз от волнения. Впоследствии Нина Михайловна, совмещая работу с учёбой, окончит с отличием Магнитогорский металлургический техникум, потом ВЗПИ, но такой радости уже не было.
Как лучшей выпускнице ей предоставили возможность самой определиться с выбором места работы. Молодой специалист, она выбрала Новотроицк. Оренбургская Магнитка в те годы была у многих на слуху.

Учёт и контроль – дело серьёзное
Младший счетовод — таким было первое назначение Нины Михайловны на комбинате. Подразделение – обжимной цех, или как любят его называть металлурги, блюминг. Всё-таки не зря люди завидуют обладателям красных дипломов. С первого дня они показывают, что не лыком шиты. Вот и Нина не только быстрее остальных, но и качественнее справлялась со своими обязанностями. Не прошло и полугода, как ей предложили должность инженера в железнодорожном цехе. Временно, а оказалось, на долгие 17 лет. В 1978 году ей доверили в крупнейшем подразделении комбината возглавить тарифно-экономическое бюро отдела научной организации труда.
– Это название не только у меня вызывало улыбку, – сказала Нина Михайловна. – Ну какая ещё научная, когда требовалось навести элементарный порядок в учёте и контроле?! К тому же столкнулась с полной неразберихой прежде всего в оформлении и закрытии нарядов. Приписки, нарушения в оплате больничных листов… Словом, надо было отстраивать систему.
Работа желдорцеха тесно увязана с ведущими подразделениями комбината. Нина Михайловна начала вникать, каким образом в них осуществляется учёт и контроль. Обнаружив массу погрешностей, которые возникали по самым разным причинам, старалась их исправить. Вот и подумал я: слукавила Данилина, когда не увидела здесь научной организации труда. Любое новаторство в работе требует не только знаний, но и умелого использования их на практике. Поначалу много было шума по поводу её преобразований в работе отдела, но потом все утряслось. Люди поняли: намного легче работается там, где царит порядок.

Лихие 90-е...
Старшее поколение ещё не забыло, через какие горькие испытания прошла в эти годы страна, а вместе с ней и градообразующее предприятие города. Рыночная экономика, словно тихоокеанский тайфун, сносила сложившиеся стереотипы на своём пути, прежде всего в хозяйственной деятельности. Приватизация, оптимизация, аудит, дефолт… Слова-то какие! Многих пугали и своим звучанием, и содержанием. Однако время обязывало трудовые коллективы встраиваться в новую жизнь, руководителям в первую очередь, потому как они несли главную ответственность за будущее людей. Ей не случайно доверили возглавить одно из ведущих направлений в работе огромного предприятия – управление экономикой. К этому времени у неё были и знания, и опыт практической работы, а ещё волевой характер, желание трудиться по совести.
– Второй раз в жизни не сомкнула глаз в течение всей ночи – такими были волнения и пугающая предстоящая ответственность, – вспоминает Нина Михайловна. – Но как говорится, не боги горшки обжигают, а смелость города берёт. Тут ещё грянула рыночная экономика, которая требовала принципиально новых подходов, нестандартных решений. Надо отдать должное возглавлявшему тогда комбинат П.Гуркалову, который придавал большое значение изучению передового опыта, отправлял специалистов в командировки на родственные предприятия не только нашей страны, но и зарубежные. Мне довелось побывать в Швеции, Англии, США, Германии, Японии, Польше.
Именно в эти годы появился в городе «НОСТА-банк», с помощью которого удалось навести порядок в выплате заработной платы, решить другие хозяйственные вопросы. Появилась на комбинате страховая компания, заметно расширилась база отдыха. А ещё нам удалось создать фонд милосердия, за что люди до сих пор выражают благодарность. Немало сил и энергии потребовалось и на то, чтобы в городе открылся филиал Московского института стали и сплавов. Оказалось не так просто найти не только помещение, но и преподавателей. Такой филиал предприятию был крайне необходим, поскольку централизованное распределение выпускников вузов в стране прекратилось и надо было самим растить специалистов с высшим образованием. В эти годы Н.Данилина трижды избиралась депутатом городского Совета.
Не могла в разговоре Нина Михайловна обойти стороной и время, когда разгорелись настоящие сражения за обладание заводской собственностью. С её слов, лишь с вхождением комбината в «Металлоинвест» на «Уральской Стали» началась долгожданная стабилизация. К этому времени Н.Данилина вышла на заслуженный отдых. Но желание быть среди людей, работать для людей не давало покоя. Более десяти лет возглавляла совет ветеранов комбината. В эти годы жизнь общественной организации поднялась в своём развитии ещё на одну ступеньку. Ветераны с желанием начали выходить на субботники, взяли под свою ответственность стоянки личного транспорта для работников предприятия. А созданный хор ветеранов «Надежда» сегодня покоряет своим искусством не только зрителей Новотроицка. На собраниях больше стало уделяться внимания разъяснению законодательных актов.
– Незабываемое время, – говорит в завершение моя собеседница. – Не рискну назвать всех людей, которые обращались в совет за помощью. Лишний раз я убедилась в том, что наш народ на редкость трудолюбивый, находчивый, мудрый. Когда посещаю церковь, непременно ставлю свечку за здравие ветеранов. Это им мы обязаны рождением Новотроицка и его ведущего предприятия. Мне дорог город, в котором живу я, мой сын, внуки.  И любимый комбинат, на котором уже сложилась династия Данилиных.