Количеству наград самого высокого уровня, полученных лицеистами в последнее время, можно позавидовать белой завистью. Под занавес учебного года с президентским грантом из Москвы вернулась Ирина Маркова, ставшая лауреатом Всероссийского конкурса исследовательских работ имени В.Вернадского. Вообще во всероссийских олимпиадах и конкурсах лицей участвует уже лет семь. И достаточно успешно.
Всегда считала себя, может быть самонадеянно, человеком небезнадежно безграмотным. Но от одного названия темы конкурсной работы Ирины Марковой, ученицы десятого класса лицея, стало как-то грустно: «Экспериментальное подтверждение существования индивидуальных особенностей электронного почерка». Да, мне до вас, ребята, тянуться и тянуться. Надо же додуматься объединить информатику, психологию, социологию, графологию и филологию. Но полегчало оттого, что новизну и неразработанность этой темы, экспериментальный характер работы признал рецензент Ирины, доктор психологических наук Александр Поддьяков, который высоко оценил труд новотроицкой школьницы.
Обычный «ручной» почерк – это понятно. Но как определить электронный почерк? Вот этим как раз и занималась Ирина. Экспериментальным путем она вместе со своим преподавателем Натальей Валерьевной Хоменко попыталась определить его признаки. Это, к примеру, особенности набора, форматирования, редактирования текста. О чем специалисту может рассказать неравность интервалов между словами, пишете вы крупными или мелкими буквами, сильно или слабо ударяете по клавиатуре? О вашем темпераменте. Если вы больше ошибок делаете в начале набора, чем в конце, значит, вы холерик. Есть люди, печатающие десятью пальцами вслепую. Чтобы овладеть этой техникой набора, надо очень много и упорно тренироваться, а людям с неустойчивым темпераментом сделать это сложно. Значит, вы, скорее всего, флегматик.
Вот такие секреты открылись юному исследователю за два года, в течение которых она занимается этой темой. Во многом Ирина стала первооткрывателем. А тема и в самом деле актуальная, ведь все больше людей общаются в социальных сетях.
-- Ты кто больше, гуманитарий или технарь? – спрашиваю девочку.
-- Конечно же, технарь, среди любимых математики, физики и информатики предпочтение отдаю последней. Четыре года хожу в городское научное общество, посещаю дополнительные занятия, участвую в олимпиадах.
Не заинтересоваться такой универсальной и, казалось бы, абстрактной областью знаний, как информатика, было нельзя, ведь преподает ее человек поистине одержимый – Наталья Валерьевна Хоменко. Все интересы и пристрастия девочки локализуются вокруг информатики: не большой любитель музыки, она с удовольствием читает Карнеги, научную литературу по психологии, социологии, графологии.
Ирина вместе со своим наставником очень достойно представляла лицей на столь высоком форуме -- вошла в десятку лучших исследователей, получивших президентский грант. Кроме того, ей вручен диплом участника олимпиады «Эко-эрудит», проходившей в рамках конкурса, за новаторство в космологии, грамоту за лучшее экспериментальное исследование. «При подведении итогов меня буквально трясло, а Наталья Валерьевна волновалась и радовалась еще больше», -- признается Ирина. Но, как видим, волнения окупились с лихвой.
Тема, выбранная Ириной Марковой, во многом не исследована. Поэтому поиск будет продолжен, себе в союзники она берет победителя областного этапа всероссийского конкурса девятиклассника Сашу Голокоза, с которым собирается разработать программу по теме.
Да, пожалуй, мне за ними не угнаться.