Гвардеец труда. Новотроицк

Коммунальные проблемы: алгоритм решения

Проблемы, связанные с коммунальным хозяйством, всегда неприятны, поскольку нарушают нормальный ход нашей жизни. Поэтому человеку очень важно понимать: какими правами он обладает в сфере коммунальных услуг и каков алгоритм их защиты. Сегодня помощник прокурора Новотроицка Иван Толстошеев расскажет об этом нашим читателям.

Коммунальные проблемы: алгоритм решения

Строго по букве закона

– Мой служебный опыт показывает: сотрудники коммунальных служб не имеют прямого умысла причинить кому-то неудобства, игнорировать свои прямые обязанности, – начал беседу Иван Сергеевич. – Поэтому призываю новотройчан соблюдать вежливость и такт. Запомните: закон позволяет решать коммунальные проблемы в правовом поле.
Как отмечает Иван Толстошеев, основным документом, определяющим зону ответственности коммунальщиков, служит договор управления многоквартирным домом, заключенный между гражданами и управляющей компанией. Если у кого-то из собственников такого документа на руках нет – не беда. Его можно легко найти на официальном сайте реформы ЖКХ или ГИС ЖКХ. В приложении к этому договору и приведён перечень работ, которые обязана выполнять управляющая компания.
– Кстати, Правительство РФ подстраховало граждан от недобросовестных УК и ТСЖ, которые порой стремятся взять на себя меньше ответственности, – уточняет Иван Сергеевич. – В 2013 году было издано соответствующее постановление, в котором приводился минимальный перечень услуг и работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Круг обязанностей любой управляющей компании, любого товарищества собственников жилья достаточно обширен и включает тридцать пунктов. Полностью ознакомиться с перечнем можно в Интернете.

Общее – не значит «ничьё»

Очевидно, есть необходимость раскрыть понятие «общее имущество», поскольку именно вокруг него возникает больше вопросов.
Итак, во-первых, к общему имуществу относятся лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые шахты, а также коридоры, технические этажи, чердаки и подвалы. 
Во-вторых, помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
В-третьих, крыши, а также несущие и ненесущие конструкции дома, механическое, электрическое и другое оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям.
И, в-четвертых, земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Его непосредственные границы определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Всего три шага

И. Толстошеев отмечает, что алгоритм решения коммунальных вопросов довольно прост:
– Он состоит из трех пунктов. При возникновении проблемной ситуации нужно незамедлительно обратиться в свою управляющую компанию. Желательно оформить свое заявление письменно и попросить сотрудника, принявшего документ, завизировать копию. Таким образом, человек получит подтверждение факта своего обращения в управляющую компанию. Это – первый шаг.
Затем нужно подождать установленный законом срок, в течение которого коммунальщики должны либо устранить проблему, либо дать заявителю письменный ответ на его запрос. Это – второй шаг. 
Если по истечении времени ни того, ни другого не произошло, нужно обращаться в прокуратуру с жалобой на бездействие управляющей компании. Это – третий шаг. 
И уточню: срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности составляет всего три месяца, вот почему тянуть с этим не следует.

Вопрос – ответ

Стоит сказать, что новотройчане нередко звонят в редакцию «Гвардейца труда» с просьбами осветить ту или иную коммунальную проблему. Мы задали Ивану Сергеевичу полученные от жителей города вопросы.
Один из самых распространенных – «Что делать при порыве батареи в процессе запуска теплосистемы?». 
– Система отопления относится к общедомовому имуществу, содержание которого является задачей управляющей компании. Конечно, менять действующую батарею из-за того, что она  старая и немодная, коммунальщики не станут. Но когда произошел аварийный порыв, они обязаны батарею заменить. И гражданин вправе требовать это. Есть и другой путь – заменить батарею самостоятельно, а затем взыскать деньги с управляющей компании в гражданско-правовом порядке, то есть через суд.
– Отдельно нужно сказать о гидроударах: ущерб за них гражданину должна возмещать ресурсоснабжающая организация. Это также делается в гражданско-правовом порядке, – разъясняет Иван Сергеевич.
Еще один часто задаваемый вопрос: «Как бороться с открытыми подвалами и чердаками?». И.Толстошеев пояснил:
– По закону управляющие компании должны следить за тем, чтобы подвалы и чердаки были всегда закрыты. Алгоритм устранения данных нарушений изложен выше. Но, если управляющая компания игнорирует неоднократные жалобы, граждане могут обращаться в жилищную инспекцию и прокуратуру. К слову, за время моей службы в Новотроицке я уже осмотрел подвалы доброй половины многоквартирных домов. Могу сказать, что проблему нельзя назвать вопиющей. Обычно коммунальщики следят за чердаками и подвалами, ведь вопрос заключается не только в защите коммуникаций, но и в противодействии терроризму и профилактике пожарной безопасности.
С откровенно запущенной ситуацией сталкивался весьма редко. Например, в настоящее время прокуратурой проводится проверка по факту того, что управляющая компания недостаточно следит за состоянием подвала одного из многоквартирных домов. Внутри – грязь, неприятный запах, жуки, пауки, многочисленные течи труб, которые образовали зловонное озеро. Кроме того, имеется лежанка, где ночует местный бомж. А в журнале заявок у коммунальщиков с начала года накопилось более двух десятков обращений по этому поводу. Естественно, проблема будет решена, но уже в результате мер прокурорского реагирования. Виновные понесут административное наказание.

Не оставайтесь равнодушными

Подводя итог беседы, Иван Толстошеев подчеркнул, что в решении коммунальных проблем большое значение имеет активность самих горожан.
– Если вы видите непорядок, чреватый тяжелыми последствиями, сообщите о нем в соответствующие структуры, – призывает он новотройчан. – Открытый подвал, неисправный светофор, сломанные во дворе качели, исчезнувший канализационный люк или надломленная большая ветка, грозящая упасть на территорию, где ходят люди, – все это может обернуться  бедой. Чтобы не допустить этого, достаточно сделать один звонок – например, в коммунальную службу. Нужно помнить: забота о своем доме, как и забота о городе, является общим делом, успех которого зависит от каждого из нас.

Марина Кирсанкина.