Каждое утро в понедельник, отправляясь на встречу с главой города Галиной Чижовой, мы запасаемся вашими, уважаемые читатели, вопросами, так как они очерчивают круг наиболее значимых проблем. Но в подавляющем большинстве вопросы не становятся неожиданным открытием. Глава знает о них и в беседе информирует, как проблемы решаются.
Просчет в расчете
Последнюю встречу Галина Дмитриевна начала с рассказа о своей поездке в Москву, в Министерство экономического развития, где состоялось совещание по проблемам моногородов.
-- Этот разговор должен был состояться, -- говорит глава. – И тему ему задала ситуация, сложившаяся в Пикалево, в которую вынужден был вмешаться премьер Владимир Путин. Ее можно определить двумя словами – «проблема моногородов». В результате родилась федеральная программа по моногородам (их в России семнадцать). Но прошло время, и стало ясно: программа пробуксовывает. Одна из главных причин состоит в том, что для инвесторов такие территории малопривлекательны, деньги здесь не осваиваются.
В Оренбургской области монотерриторий – семь. Новотроицк относится к ним. В августе прошлого года мы попытались осмыслить, в каком же направлении нам двигаться. Соль-Илецк и Светлый этой проблемой занимаются несколько лет и потому, возможно, во втором полугодии 2011 года в программу моногородов войдут. У нас есть две проблемы, которые можно решить в рамках программы, – сделать объездную дорогу для ЮУГПК и снять вопрос водоснабжения города.
Проблемы очень сложные. В дорогу надо вкладывать деньги, ЮУГПК пока не может этого сделать, так как на строительство предприятие брало большие кредиты и теперь рассчитывается по ним.
Суть федеральной программы состоит в том, чтобы в среднем на 10-15 процентов снизить удельный вес ведущего предприятия, то есть ослабить роль градообразующего предприятия. Ну представьте себе, какое или какие предприятия можно противопоставить «Уральской Стали»? Сколько нужно создать новых производств с численностью работающих приблизительно 1700 человек (практически полноценный завод), чтобы достичь такой цифры?
Разработчики программы ориентируют нас на развитие малого бизнеса. В Новотроицке, к сожалению, основная доля мелких предприятий относится к сфере торговли, но не производства. На совещании мы как раз хотели доказать, что снижение доли градообразующих предприятий – задача нереальная. А вот новый подход к развитию малого бизнеса, финансовая его поддержка в большем объеме более предпочтительны. Городская администрация мониторит ситуацию в малом бизнесе, ищет новые пути его поддержки.
В прошедшую субботу Галина Чижова работала в Новорудном, Губерле, Новоникольском, объединенных одной общей проблемой – обеспечение населения водой, а в Новорудном еще и отоплением. В поселке две газовых котельных: одна досталась от рудника, находится далеко от поселка и отапливает пятиэтажные дома (кстати, используется только на 30 процентов, а муниципалитет вынужден ее содержать); другая, поменьше, в поселке. Содержание этих объектов обходится очень дорого. Чтобы минимизировать затраты, надо искать какой-то вариант вплоть до перевода двухэтажных домов на индивидуальное отопление. Но этот вопрос пока находится в стадии изучения.
По воде. По Новорудному прорабатывали несколько вариантов. Первый – открыть скважину, находящуюся выше поселкового кладбища. Вариант не подошел. Второй – уйти в Гайский район на 2,5 километра. Но тянуть оттуда трубу через горную скальную породу дорого. Третий – отремонтировать скважину в Кувандыке, которая удалена на 7,5 км от Новорудного. Остановились на последнем варианте, при условии смены одного участка водовода.
В Новоникольске необходимо тянуть водовод на две улицы. В прошлом году проложили пластиковые трубы, но вода почему-то пошла поверху. Будем разбираться, в чем причина.
В Губерле ситуация тоже сложная: здесь часть воды идет с зоны, часть из водонапорной башни, расположенной на территории, принадлежащей железной дороге, куда нет допуска, да и расположена она неудобно. Один из возможных вариантов – совместно с ЮК пробурить дополнительную скважину и пользоваться ею. Сейчас просчитывается стоимость возможных работ.
Все расчеты лягут в основу программы, которая будет планироваться на 2012 год.
В Пригорном водовод в этом году будет сделан. Здесь воды не только не хватало – она не всегда соответствовала санитарным нормам. Имеющаяся скважина находилась на территории Казахстана, обслуживание ее было сопряжено с большими сложностями именно из-за того, что это земля сопредельного государства. Руководство города приняло решение пробурить новую скважину на нашей, российской территории, и от нее прокладывать трубы. Будем считать, что эта задача решена.
Не продается
Это о пивзаводе, который уже несколько лет не производит продукцию. Не продается не потому, что самим хозяевам нужен – просто покупатели на такие большие производственные мощности не нашлись. На сегодня завод законсервирован, оттуда вывезено все оборудование. Компания «Хайникен» пытается продать его с условием, что на нем в будущем не будет производиться пиво.
Дальше поиска проекта дело не продвинулось
Строительство мусороперерабатывающего завода для городов восточного Оренбуржья с повестки дня не снимается. И даже активное участие в этом областного правительства не приблизило пока решение вопроса.
-- Рассмотрено несколько проектов, -- поясняет Галина Дмитриевна. – Но на поверку все они оказываются не такими красивыми, как представляют их авторы. Последний вариант был такой: разработчики запросили объемы отходов, которые города ежемесячно должны сдавать, по этим данным они просчитывают свою работу. Предположим, мы заявим 1 300 кубометров отходов (цифра отвлеченная), а сдадим меньше. Но заплатить должны будем все равно как за 1 300. Извините, за воздух мы платить не можем. Это первое. Второе: просчитав все затраты, авторы проекта нам говорят, что завод должен окупиться, условно говоря, за пять лет. И потому один кубометр переработки будет стоить (опять же условно) более 300 рублей, в то время как сейчас жителю эта услуга обходится в 10 рублей. Можно увеличить стоимость переработки в расчете на одного жителя процентов на 10-15. А остальное кто будет доплачивать? Администрация? У нее таких денег нет и не предвидится.
Предлагаемые проекты -- из разряда пиар-ходов, когда на словах все замечательно, а на деле выдвигается множество неисполнимых условий. Вот почему дальше поиска проектов дело пока не продвинулось.
Легче построить новый
Судьба детского сада в Аккермановке по-прежнему волнует горожан. Будет ли он ремонтироваться? Галина Дмитриевна так отвечает на этот вопрос:
-- Детский сад пока законсервирован. Для начала скажу: в поселке живет примерно сто малышей, а детский сад посещает 15-20 человек, часть из которых -- дети сотрудников. Остальных родители возят в городские детсады. Почему? А потому, что аккермановский сад, расположенный в здании бывшего заводоуправления, уже не соответствует требованиям Роспотребнадзора, СанПиНа. Содержать его очень накладно: чтобы обогреть помещение высотой в шесть метров, необходимо в два раза больше затратить тепла. Требует основательной реконструкции пищеблок. Необходимо укреплять фундамент, менять крышу. И на все это нужны миллионы рублей. Пусть не обижаются на меня родители, но для пятнадцати детей нести такие затраты смысла нет. Проще здание снести и построить новое.
Будем справедливы, садик этот небольшой, очень уютный – домашний, я бы сказала. Конечно, терять его жалко. Но поселок растет, детей прибавится, и рано или поздно детский сад потребуется, но пусть это будет современное, удобное, безопасное дошкольное учреждение.
На повестке - садово-огородная тема
На прошедшей неделе вновь зазвучала садово-огородная тема. Председатель садоводческого товарищества, расположенного за городским озером, призывал посмотреть на безобразия, творящиеся на садах, многие из которых давно брошены хозяевами. Территорию «оккупировали» бомжи, люди сомнительного вида и поведения. Чтобы положить конец такому соседству, садоводы предлагали установить на проходе около насосной УКХ совместными с коммунальщиками силами пост и никого в садоводческий массив не пускать. Но для начала необходимо сделать освещение, для чего потребуются столбы. Глава города пообещала передать товариществу столбы, которые будут демонтированы в Аккермановке, и освещение – дело вполне реальное. А вот об охране территории, прокладке дороги на сады должно позаботиться само товарищество, как положено по уставу.
В итоге же садоводы хотят получить право приватизировать участки. Но это вряд ли возможно, поскольку сады находятся в санитарной зоне. Требования с каждым годом ужесточаются: если раньше санитарная зона ограничивалась районом вокзала, то теперь она доходит до городской администрации. Пользоваться земельными участками можно бесконечно долго, но оформить ее в собственность нельзя.
Сазанье – не для купания
Озеро Сазанье многие годы было любимым местом отдыха горожан. Но вот уже два года купание здесь запрещено. Природа внесла свои неприятные коррективы: зимы были малоснежные, весной озеро не пополнялось за счет паводковых вод, жаркие летние месяцы способствовали интенсивному развитию в воде опасных бактерий – и купание здесь было запрещено.
Но лишить новотройчан удовольствия поплескаться в прохладной воде, отдохнуть на природе тоже нельзя. Администрация приняла решение организовать место отдыха в районе села Хабарного, куда свободно можно доехать на автобусе. Пусть это потребует некоторого времени, но бактериологическая безопасность и комфортные условия здесь более высокие: проточная уральская вода, чистый песок, завезти который помогла «Уральская Сталь», расчищенная дорога, кафе для детей и для взрослых, раздевалки, туалеты… В следующем году это место отдыха администрация узаконит. А Сазанье… Нет, купаться здесь не следует.
Как видим, вопросы самые разные. И то, что горожане неравнодушно относятся к тому, как они решаются, вселяет надежду: все у нас получится.