В следующем году исполнится ровно 45 лет с того трагического дня, когда на Саянской реке Уде, спасая тонущих детей, погиб замечательный человек, яркая, добрая, светлая личность Валерий Грушин, которого все любили за то, что он прекрасно пел. В те времена бардовские песни звучали ещё очень редко. Он был прекрасным исполнителем, у него был талант, чутье находить хорошие песни, доносить их до слушателя. Он ходил в походы, у него была масса друзей, он любил людей, был добрый, хороший человек. В Куйбышевском авиационном институте им. академика С.П. Королева их трио «Веселые бобры» было постоянным участником всех вечеров. И когда «Бобры» выходили на сцену, им приходилось петь до хрипоты.
Друзья Валеры не могли смириться с тем, что его не стало. Поэтому, когда прошёл год после его гибели, в сентябре, в том месте, где Валера очень любил бывать со своими друзьями, собрались вспомнить его песни. И в тот вечер, это был 1968 год, прошел первый Грушинский фестиваль. Конечно, никто тогда и не помышлял ни о каких вселенских масштабах, просто крошечное такое, в тетрадный листочек, объявление повесили в Самарском туристском клубе.
Сейчас в России и в ближнем зарубежье проводится около 400 фестивалей авторской песни: в Салехарде, на озере Ильмены (там, где родилась песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»), под Серпуховым. В родной для «Груши» Самаре, кроме летнего фестиваля, проходит в феврале еще и зимний.
В первые дни лета открывается «песенная путина» и в Оренбургской области. Наш родной фестиваль ежегодно проводится на берегу Сакмары Кувандыкского района. Именно сюда в этом году со всех концов страны на поездах и автобусах, своих и попутных автомобилях спешили люди с гитарами, чтобы попасть в песенную Мекку. Основателем кувандыкского фестиваля и его бессменным организатором является заведующий местным отделом культуры Виктор Калачев. Благодаря его стараниям двадцать четыре года назад этот небольшой городок стал уникальным явлением нашей российской культуры. Мало кто мог предположить, что этот фестиваль станет визитной карточкой Оренбургской области.
На фестиваль ездят в основном молодые. И это при том, что авторскую песню никто не стимулирует, не насаждает, не пропагандирует. Она живет сама по себе, без всякой «фабрики звезд». Временный палаточный городок включает в себя несколько концертных сцен, информационный центр.
В общем, создается целая инфрастуктура, обеспечивающая жизнь и отдых людей на время праздника. Кстати, в Самаре на Грушинском фестивале, за стоянку автомобилей, установку палатки и въезд нам пришлось бы заплатить. Кроме того, на Мастрюковских озерах и Федоровских лугах Самары берут еще и экологический сбор. Заядлые туристы отмечают, что в Кувандыке все намного проще и душевнее. Улицы и переулки палаточного городка тянутся на несколько километров.
Главная «улица» -- бесконечный поток людей. Население очень пестрое. Большая его часть – это путешественники, походники. Братство этих незнакомых людей удивительно в наше время. И политики, настойчиво ищущие национальную идею, под флагом которой нам следует объединяться, приехали сюда бесплатно попиариться.
Оснащенная высококачественной аппаратурой эстрада для выступления выглядела парусом на мачте. На ней была изображена эмблема кувандыкского фестиваля. Зрители разместились на большой поляне. Этот природный амфитеатр был заполнен до отказа. Из четырех тысяч присутствующих двадцать четыре человека представляли славный город Новотроицк. Это творческое объединение «Васильевский остров» и ребята из краеведческих кружков станции туризма и экскурсий и гимназии №1, а также известный новотроицкий бард Андрей Лебедев.
В рамках фестиваля проводился конкурс песен и исполнителей в нескольких номинациях. Забегая вперед, скажу, что в номинациях «Автор музыки» победу одержала оренбурженка Людмила Галеева, «Автор-лауреат» -- ее земляк, Павел Мантель, «Лучший ансамбль» --бард-группа из Актобе «Рюкзак». Приз зрительских симпатий достался кувандычанам Ирине Долгих и Даниилу Литовченко. Наш новотроицкий дуэт, состоящий из двух очаровательных девчонок -- Ани Косогорской и Марины Тимаковой, получил диплом в номинации «Поют туристята».
Только лучшие исполнители удостоились права выступить на главном концерте фестиваля. Одними из них оказались Оксана Васильева и члены ее творческого объединения: Евгений Кокорин, Арина Беспалова, 3ада Айсаутова и Эрик Дузаев. Они исполнили песню «Расплата за любовь». Тысячная толпа скандировала: «Давай еще!» На ночном концерте царила потрясающая атмосфера. Только представьте -- летняя ночь, сцена в лесу, окутанная дымом костров от соседних лагерей, над головой раскинулся купол звездного неба, по которому бродят лучи фонариков. Здесь существует такая традиция выражения зрительских симпатий: если нравится зрителю песня -- он включает свой фонарик и машет им по волне мелодии. И певцы сразу видят, как воспринимаются их песни. Те, кто видел ночную поляну с сотней зажженных огоньков, мигающих в такт исполнителю, не забудут этого никогда.
Живая музыка под куполом звездного неба напомнила слова лучшего российского барда Булаты Окуджавы: «Авторская песня – это думающая песня для думающих людей». Лидер новотроицкого отделения ЛКСМ Тимофей Светлаков предложил кружковцам для обсуждения выдержку из песни Ю.Визбора: «Гитара сама по себе не играет, а дана человеку как голос души». Варя Гвоздь рассуждала: «Обучаясь игре на гитаре в музыкальной школе, я знала, что нужно учить нотную грамоту, сольфеджио, ходить на хор, но только теперь я поняла, что нужно уметь чувствовать инструмент и стараться играть душой». Аня Самойленко услышала в песнях рассказы о вечных ценностях, романтике и судьбах их исполнителей.
У фестивальных костров днем и ночью собираются друзья. Лагеря гостей были огорожены цветными ленточками и верёвками. Вокруг ярких костров -- четырехугольником бревна-сиденья для всех, кто желал петь. Здесь же сидели, лежали и стояли слушатели. Многие подпевали негромко, для души, не для того, чтобы их слушали. Под звуки гитары постоянно рассказывались разнообразные интересные истории, исполнялись смешные авторские песни. Здесь то и дело можно было увидеть диктофоны. А потом песня полетит во все уголки страны, попадет в Интернет. Об этом рассказал присутствующий здесь Юрий Панюшкин из Тольятти, член Союза писателей.
К утру первого дня мы вместе с «главным костровым» лагеря Никитой Ягофаровым и поваром Мариной Хоменко остались на дежурстве. Даша Бадина и Виталий Ломовцев с ребятами отправились в «поход по кострам». Барды никогда не прогонят от огня заплутавшего в ночи путника, а потому этот поход принес массу приятных знакомств. Запомнились, например, трое ребят с самодельными музыкальными инструментами. Играли они на них смычками по типу скрипки. Причём играли настолько здорово и зажигательно, что срывали бурные аплодисменты собравшихся.
На следующий день концерт классической гитары на главной сцене фестиваля давал Андрей Смагин. В самый разгар его выступления вдруг произошел сбой в электроснабжении, на сцене погас свет и отключились микрофоны. Пока шли восстановительные работы, орчанин применил давно испробованный способ заставить зрителей не расходиться, прямо на сцене устроил хоровой запев известных авторских песен: «Милая моя», «Как здорово»... Слышно было плохо, но первые ряды дружно подхватили инициативу, и вскоре пели уже все.
Этот фестиваль явился творческим стартом не только для лауреатов Ильменского фестиваля Николая Мышева, Геннадия Молчанова, Андрея Смагина, Романа Акчурина, но и новотроицких бардов -- Константина Баканова и Сергея Журавлева. А наши юные краеведы, побывав на фестивале, загорелись желанием играть на гитаре. Минуты песенной дружбы сомкнулись в часы, часы превратились в дни. Настало время покинуть этот насквозь пропитанный песнями и дымами остров дружеских встреч, общения и доброты. До новой встречи, Кувандык!
Ирина ФУРСОВА,
директор городского музейно-выставочного комплекса, специально для «Гвардейца труда».