Гвардеец труда. Новотроицк

Мера непопулярная, но необходимая

Мера непопулярная, но необходимая
Каждое утро, садясь в трамвай, мы уверены: на работу доедем вовремя и без приключений. Десятки лет убедили нас в том, что это самый надежный, удобный вид транспорта. Ежемесячно трамвай перевозит около 1 миллиона пассажиров. И как-то в голову не приходило, что возможно иное, что у трамвайщиков могут быть проблемы. А они возникали и с трудом, но разрешались. Вплоть до 2011 года, пока дело не дошло до судебных приставов. Так что же случилось? Текущий год МУП «Новэлект» начало с долгом в Пенсионный фонд и по налогам в 14,4 миллиона рублей. Главной причиной сложившейся ситуации стал недобор средств за услуги по перевозкам, а если говорить прямо: заниженная, не соответствующая себестоимости цена проезда. Директор предприятия Валерий Павлович Леонтьев так комментирует ситуацию: -- Общественный транспорт всегда и везде был убыточным и поддерживался государством. Наши соседи – орчане находятся в таком же положении с той лишь разницей, что мы еще держимся на плаву, а их уже трижды банкротили. Только собственных доходов для выживания недостаточно. В городском бюджете предприятию ежегодно закладывались дотации. Но годы кризиса, регулярный рост тарифов на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, коммунальные услуги увеличил наши расходы, даже финансовая поддержка городской администрации не спасала положение. Цены росли, а стоимость проезда оставалась прежней. Руководство города сдерживало ее с целью поддержки малообеспеченных слоев населения. Ныне действующий тариф соответствует 2008 году. Но бюджетные возможности не бесконечны и внутренние резервы «Новэлекта» тоже ограниченны. Чтобы выйти из ситуации, то есть погасить прошлые долги и платить текущие налоги, предприятию необходимо ежемесячно 4 миллиона 400 тысяч рублей. Администрация города, со своей стороны, увеличит до 20 миллионов рублей дотации трамвайщикам, а нужно еще 24 миллиона. Поэтому увеличения стоимости проезда в трамвае и автобусе не избежать. Это однозначно. Предприятие сделало расчеты, и областной департамент по ценам согласился с ними: тариф проезда на трамвае – 9 рублей, на автобусе – 11, хотя фактическая себестоимость проезда на автобусе 14 рублей (для сравнения: в Орске билеты стоят соответственно 10 и 12 рублей). Пожалуй, нигде в России нет таких низких цен. Естественно возникает вопрос: насколько эта непопулярная мера поможет исправить положение?  Повышение стоимости проезда даст предприятию дополнительно в месяц 2 миллиона рублей и позволит хотя бы частично рассчитаться с долгами. А вот на развитие и совершенствование материально-технической базы средств все равно не хватит. И тут у руководства единственная надежда на слаженную, профессиональную работу всех служб. -- Вся имеющаяся  у нас техника свой ресурс выработала. Однако как бы трудно ни было, -- говорит Валерий Павлович, --  транспорт мы поддерживаем в надлежащем состоянии. Ежедневно на линии выходят 16 автобусов и 25 трамваев. Этого недостаточно. Чтобы поддерживать экономику предприятия, надо задействовать минимум 32 трамвая. Самое интересное, они у нас есть, а вот водителей и кондукторов не хватает. Из-за низкой заработной платы люди начали уходить, из 775 человек по штатному расписанию сегодня осталось 500. Возможно, повышение с 1 февраля 2011 года на 6,5 процента зарплаты работающим, курсы по подготовке водителей, где занимается 12 юношей и девушек, изменит ситуацию к лучшему. Коллектив ищет пути экономии, задействует внутренние резервы. Так, за счет того, что трамваи стали ходить до 24 часов, значительно сократились холостые пробеги. Текущие ремонты вагонов и путей ведутся собственными силами. Дают прибыль, хоть и небольшую, рекламные услуги, сдача в аренду помещений, предоставление по заявкам автобусов. В текущем году крупных ремонтов уже не предвидится, а на следующий Новотроицк войдет в областную программу, по которой будут выделены деньги: порядка 70 миллионов рублей на ремонт трамвайного полотна и приобретение одного вагона и около 35 миллионов – на приобретение 5 автобусов и ремонт существующей базы. Все эти меры предпринимаются ради одного – не дать обанкротить предприятие и сохранить в городе трамвай. Повышение тарифов – только часть комплекса первостепенных мероприятий. Но последнее слово все-таки скажут депутаты городского Совета. Фото Виктора ШИТИНА.