«Афганистан живёт в моей душе»
На Новотроицком заводе хромовых соединений и предприятии «НСплав» трудятся девять ветеранов Афганской войны: Валерий Басов, Федор Симагин, Геннадий Копылов, Григорий Тульговец, Валерий Гузь, Вячеслав Ламшанкин, Вячеслав Матвеев, Юрий Воронин и Ермек Исалдинов. Для каждого 30-летие вывода советских войск из Афганистана – особая дата, за которой стоит много воспоминаний и глубоких личных переживаний. Собравшись вместе, они поделились некоторыми из них.
Всё было не зря
Юрий Воронин:
– В повседневной жизни как-то стараешься не ворошить прошлое, но воспоминания все равно приходят во сне. Афган до сих пор снится. Мы же все в Советском Союзе выросли, были патриотами. Тогда считалось: если в армии не служил, на тебя даже девушки не посмотрят. Другое дело – после армии. А из Афганистана вернулся – вообще герой, такую школу прошел, порох понюхал. Многие же рвались туда, рапорты писали. Не всех брали. Сейчас от армии стремятся откосить, а в мой призыв парень один по плоскостопию не проходил. За него другой снимки сделал, и он со мной пошел, нормально отслужил. Еще один плакал, когда нас провожал, потому что его не взяли.
Валерий Гузь:
– Я начинал службу в Витебске, из учебки перебросили в Тоцкое, в зенитно-ракетный полк. В декабре 1981 года через Термез переходили границу, трое суток перебирались через перевал Саланг. Основная служба проходила в Кабуле. Когда были там, отчета себе не отдавали, насколько все это опасно. Молодые, бесшабашные, о плохом не думали. У нас стояла точка в горах, ее постоянно обстреливали. Чувство страха было, конечно, особенно когда трассирующие снаряды летели ночью. Впечатление, будто они все на тебя нацелены.
В Афганистан попросился сам. Была возможность остаться в Союзе, продолжать служить в Тоцком. Но как я мог, если все ребята, с которыми служил в учебке, отправлялись туда? Это было бы просто позорно. Мы знали, куда нас отправят – Фергана и сто процентов Афган. Капитан, который приехал за нами, предлагал, если кто боится, лучше сразу тихо подойти, и его уберут из списков, заменят без проблем – в запасе много еще оставалось. Никто не подошел. И уже перед отправкой на поезд одного из местных ребят пришла провожать беременная жена – вот-вот родит. Капитан, как увидел ее, тут же личное дело того сержанта выхватил и приказал остаться. Сразу несколько желающих вызвалось на его место. Капитан их на турник – кто больше подтянулся, того и взяли.
Вячеслав Матвеев:
– Некоторые сейчас говорят: зачем вообще нас туда посылали, мол, чужая страна, чужая война, все было зря. Но надо понимать, что, если бы советские войска не вошли в Афганистан, там были бы войска НАТО. И соответственно, их ракеты у самой границы страны. А это уже совершенно другая расстановка сил в мире. Про наркотрафик тоже не стоит забывать. Пока наши войска были там, все это сдерживалось. Что случилось потом, все, думаю, помнят.
Солдатские будни
Вячеслав Матвеев:
– Иногда спрашивают: что было самым тяжелым. Ничего героического, просто служили, и самым тяжелым было приспособиться к климатическим условиям. В Кабуле летом жара 42-45 градусов в тени. Представляете, что это такое? Пить, постоянно хотелось пить.
Валерий Гузь:
– А зимой холод до минус 20. Снег ночью в горах выпадет, днем растает. Жили в палатках, печка-буржуйка – кто к ней поближе сапоги поставит, у тех они просыхают, кто подальше – остаются мокрыми. Портянки к сапогам примерзали, но даже насморка не было. Домой вернулся, в первую же зиму простыл. Наверное, сама обстановка мобилизовала.
Юрий Воронин:
– Мухи надоели. Сколько их там было! И кислорода постоянно не хватало – горы, воздух разреженный. На тебе рюкзак килограммов 30, сапоги лысые, и ты в гору – вперед. На три тысячи километров поднимались без всякого альпинистского снаряжения.
Интерес в глазах – это важно
Вячеслав Матвеев:
– Ветеранов-афганцев часто приглашают на мероприятия в школы, техникумы, чтобы они поделились своими воспоминаниями. Но многие отказываются, и их можно понять. С одной стороны, не хочется лишний раз бередить былое. С другой – надо уметь рассказать и быть готовым к тому, что дети совершенно неожиданно могут о чем-то спросить. Однажды с товарищем мы встречались со школьниками, и там прозвучал вопрос: сколько душманов вы убили? Товарищ после этого больше никуда не ходил. Его покоробило, что его воспринимают как убийцу. Мы находились там не для того, чтобы убивать, мы отстаивали интересы своей страны, исполняли свой воинский долг.
Каждый раз, когда приглашают на встречу, начинаешь вспоминать, и всегда вспоминаются ребята, с которыми служил, те, кого уже с нами нет. Война никому не дает никаких гарантий. Можно по долгу службы постоянно быть на острие и счастливо вернуться домой. А можно служить на относительно спокойном участке и погибнуть от шальной пули или при единственном взрыве перед самым дембелем.
Бывает, спрашивают: страшно было? Страшно, почему же нет, что ж мы, не люди? Но страшнее всего, если тебя посчитают трусом другие или сам поймешь, что струсил, – от себя-то никуда не сбежишь. И как потом с этим жить?
Геннадий Копылов:
– Нынешние дети часто не готовы к таким встречам. Они не понимают, о чем речь. Однажды пригласили в летний лагерь, и так получилось, что побывал во всех отрядах, от младших до старших. Младшие школьники спрашивали, видел ли я в Афганистане слонов, жирафов и верблюдов, а старших тема интернационального долга вообще не интересовала, они и не слушали. Вот в среднем звене другое было настроение – там дети и стихи рассказали, и песню исполнили, и в глазах какой-то интерес был. Многое от воспитателей и педагогов зависит – как они настроят детей, какую информацию до них донесут.
Вячеслав Матвеев:
– Нельзя не отметить, что сейчас военно-патриотическому воспитанию снова стали уделять внимание. Приятно посмотреть на юнармейцев – подтянутые, спортивные, жизненные ориентиры правильные. И у них виден неподдельный интерес к истории страны, к тому, что происходило и как.
Юрий Воронин:
– Все знают фильм «9 рота», там события происходят за несколько месяцев до вывода советских войск из Афганистана. Но мало кому известно, что реальный бой, который взят в основу фильма, состоялся на год раньше, и в нем погиб наш земляк, Вячеслав Александров из Соль-Илецкого района, Герой Советского Союза. Те же события положены и в основу одноименной компьютерной игры. Главное, чтобы нынешние молодые люди понимали: это не просто остросюжетный фильм или компьютерная стрелялка – такое или близкое к этому происходило на самом деле. Были и есть реальные люди, которые в тех событиях участвовали.
Среди своих
Григорий Тульговец:
– Я живу настоящим, а не прошлым, не люблю вспоминать, что было, и тревожить душу. Но боевое братство – оно было и остается. Не так давно ездил на юг и обратил внимание: в частных гостиницах и кемпингах парковки и проезд в зону отдыха для ветеранов локальных войн бесплатные. Удостоверение показал – без слов пропускают, это приятно.
Вячеслав Матвеев:
– Непосвященным этого не понять, но всех, кто служил в Афгане, связывают невидимые нити. Для этого не обязательно быть близкими друзьями, состоять в одной организации и часто встречаться. Можно увидеть человека на пляже и все понять по наколке. Бывает, проскользнет какое-то слово, и ты обязательно узнаешь своего. Не важно, знакомы или нет, в какие годы служили, где бы ни встретились – мы всегда друг для друга свои.
Каждая награда дорога
Вячеслав Матвеев:
– На днях нам вручили юбилейные награды к 30-летию вывода советских войск из Афганистана. Те, кто далек от этого, говорили: да что она тебе дает – ни премии, ни какой-то прибавки, ни льготы? Но, во-первых, это память, и она дорога сама по себе. Во-вторых, это внимание со стороны общества, что тоже важно. Когда-то нас не станет, у внуков будет повод нами гордиться, мы оставим след в их душе. Наверное, можно купить любую медаль. Но всем известно: у каждой вещи есть цена и есть ее ценность, которая деньгами не измеряется.
Юрий Воронин:
– Каждая награда – свидетельство какого-то важного события. Все дороги по-своему. Но самой ценной для меня, пожалуй, является первая медаль – «За отвагу». Подробности рассказывать не буду. Мне достаточно того, что мой сын, который сейчас учится в техникуме, знает, что у его отца есть такая награда. Он читал документ, когда и в связи с чем она мне вручена. Думаю, для него это тоже кое-что значит. Как, например, красноармейская книжка моего деда, ветерана Великой Отечественной войны, которая у нас хранится.
Простыми, скромными, надежными были эти ребята в далеком «горячем» прошлом. Теперь уже взрослые мужчины, такими же они остались и в мирной жизни. Каждый на своем рабочем месте продолжает служить своему предприятию, городу, Отчизне.
На общем фото слева направо: Ф.Симагин, В.Ламшанкин, Ю.Воронин, В.Гузь, В.Матвеев, Г.Тульговец, Г.Копылов.
Анна Симонова.
Фото Вадима Мякшина.
Последние новости
-
06-12-2024
В Оренбуржье ожидается резкое понижение температуры воздуха
-
05-12-2024
Интерес крупных инвесторов привлекают ОЭЗ «Оренбуржье» и ТОСЭР в Новотроицке и Ясном
-
05-12-2024
В Оренбуржье Росстат отметил положительную динамику развития секторов промышленности
-
05-12-2024
На ярмарке интеллектуальной литературы в Гостином дворе в Москве представят две книги Оренбургского книжного издательства
-
05-12-2024
Садовые товарищества пяти муниципалитетов Оренбуржья включили в региональную программу социальной газификации