Техосмотр закончился в ОАО «Уральская Сталь» с оценкой “удовлетворительно”. Состояние поднадзорной техники, несмотря на недостаточное снабжение запчастями и материалами, в целом соответствует требованиям, предъявляемым Правилами и стандартами. Причем эта тенденция отмечается не только в АТЦ, но и в таких подразделениях, как строительное производство, ЦРМО-1.
Несколько улучшили положение ЦВС, ЦТГС, ЦСП. Значительно сдали свои позиции ЦРМО-2, мартеновский цех. Еще хуже положение в ЦРМП и аглоцехе. И здесь дело не только в специфике работы, отсутствии запчастей, а скорее, в пренебрежительном отношении к машинно-тракторному парку, недостаточной требовательности. Ведь при проведении техосмотра ставится задача не только проверки состояния машин, но и решения организационных вопросов: проведения ежесменных медосмотров, ведения документации по выпуску в работу исправной техники, наличия и соответствия инструкций, а также своевременного и неформального проведения инструктажей, назначения и закрепления ответственных за техникой, составления и соблюдения графиков ТО и ППР. Для решения этих вопросов не требуется никаких денег, однако не во всех организациях города имеются приказы о назначении ответственных, отсутствуют или не выполняются графики техобслуживания, нет должностных инструкций.
В соответствии с дополнениями к правилам государственной регистрации самоходных машин (Постановление №562 от 26.07.2008) расширился круг поднадзорных подразделений – теперь государственной регистрации (а следовательно, техосмотру и проверке соблюдения Правил допуска) подлежат машины с электроприводом. На первый раз было решено допустить к эксплуатации электропогрузчики ККЦ и ЦПП ОХМК, а также цеха №2 ОАО «НЗХС», но в дальнейшем к ним будут предъявляться равнозначные требования в соответствии с правилами эксплуатации.
В результате проверки, продлившейся в этом году на «Уральской Стали» около двух месяцев, были привлечены в административном порядке 25 человек, в том числе 10 руководителей и 15 машинистов, выданы 2 предписания, в настоящий момент основные замечания устранены, техника допущена к эксплуатации.
На данный момент парк самоходных машин «Уральской Стали» насчитывает 258 единиц, но даже из них не были представлены на техосмотр 65 единиц, а значит, есть еще над чем работать.
Успешно прошел техосмотр в ОАО «НЗХС» и ООО «УКХ», а вот в муниципальных организациях спорта и здравоохранения, даже после запрещения эксплуатации и применения штрафных санкций, процесс все еще не завершен. Неплохой результат показали предприятия перерабатывающей промышленности сельского хозяйства, а в строительной индустрии положение намного хуже, и это, в первую очередь, вызвано кризисом, переживаемым этой отраслью. И тем приятнее отметить ЗАО «Спецстрой-3», ООО «Земстрой», ООО «Спецстрой-6», ООО «Ностадор», ООО «НСФ-1» и ООО «УСМ», нашедшие необходимые средства и ресурсы.
Стабильно неплохо выглядит подготовка к техосмотру в предприятиях производства стройматериалов: ОАО «Арго-2», ОАО «НЦЗ», ООО «НЩЗ» и ООО «ЮУГПК», хотя и здесь кризис внес свои коррективы – парк стареет, а единичное обновление недостаточно.
Общий же итог такой: из 1110 машин представлены на осмотр около 800, а прошли 687. Портят картину до сих пор не снятая с учета техника СПК «Хабарное», а также «неуловимые» граждане-владельцы, годами не использующие технику, но по закону лишенные права снять ее с учета. Следствие некачественной подготовки и эксплуатации неисправной техники – более 50 протоколов на сумму около 30 тысяч рублей в местный бюджет. Всего же с начала года за проведение техосмотра, замену удостоверений, регистрационные и иные юридически значимые действия инспекцией в городскую казну перечислено 400 тысяч рублей.
Что касается нововведений, в порядке проведения техосмотра самоходных машин органами гостехнадзора пока все по-старому. Как и прежде, на техосмотре проверяется наличие допуска к управлению и медицинского допуска (хотя в новом варианте медицинской справки даже пункт о допуске к управлению самоходными машинами отсутствует), сверяются номерные агрегаты (хотя в новом бланке паспорта самоходной машины уже отсутствуют данные о номерах мостов и КПП), требуется проведение экологической проверки выбросов отработанных газов, введенной еще в 2002 году. Кроме того, проверяется порядок организации предсменного и послесменного медицинских осмотров и наличие приказов о назначении ответственных за безопасную эксплуатацию машин и их техническое состояние, а также закрепление механизаторов за техникой. Машины, подлежащие страхованию по ОСАГО, в обязательном порядке должны быть застрахованы. Областной инспекции гостехнадзора удалось увеличить сроки проведения техосмотра – если по всей России он проходит до 31 августа, то в Оренбургской области техосмотр самоходных машин законодательно продлен до конца года.
Единственная новость касается введения нового бланка удостоверения. Теперь категория А (водители внедорожных мотосредств) разбивается на 4 подкатегории, в связи с этим актуально наличие документа, подтверждающего обучение на право допуска к управлению специальными машинами (бульдозерами, погрузчиками, экскаваторами и г. д.). Другой не менее актуальный вопрос о необходимости определения ответственности служб МТС за несвоевременность подачи документов на регистрацию вновь приобретаемых машин.
Хорошим примером могут служить ФБУ исполнения наказаний, разом списавшие все «мертвые души» и оставившие лишь реально рабочие машины.
Игорь КОНОВАЛОВ, главный государственный инженер-инспектор гостехнадзора
по г. Новотроицку.