Гвардеец труда. Новотроицк

«Сказочный теремок» строит реальные планы

«Сказочный теремок» строит реальные планы
Детский сад №21 «Сказочный теремок» -  самый молодой и самый большой в Новотроицке. Он был построен последним из имеющихся в городе дошкольных образовательных учреждений и  начал свою работу в 1993 году.  За пройденный уже немалый срок накоплен и немалый опыт, заработан авторитет. Сегодня «Сказочный теремок» посещает  261 ребенок. Здесь 12 групп и 26 педагогов, включая музыкальных руководителей и инструктора по физкультуре. С мая этого года детский сад №21 работает в качестве муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения. Переход на автономку дался непросто, и сегодня еще не на все вопросы есть ответы. Но, как известно, дорогу осилит идущий. О том, с чем приходится сталкиваться на пути и на что ориентироваться, рассказывает заведующая детским садом Елена Михеева. -- Мы отправились в автономное плавание» после регистрации устава и получения печати 5 мая этого года. В течение месяца открыли счет в банке и зарегистрировались как автономное учреждение во всех инстанциях. А  готовиться к переходу начали около года назад. Съездили в Орск к коллегам, которые уже три года успешно работают в автономии, посмотрели, послушали, и это вселило уверенность, мы решились. С первого этапа нам очень помогает начальник управления образования Новотроицка Лариса Анатольевна Котова -- организационно, советами, оргтехникой, программным обеспечением. За это – огромная благодарность. -- Елена Михайловна, в сознании некоторых автономный детский сад ассоциируется чуть ли не с частным: он приобретает самостоятельность, тратит деньги по своему усмотрению. А если средств не будет хватать? Так и до повышения платы недалеко. -- Это неверное представление. Бюджетное финансирование сохраняется в рамках муниципального задания. Оно полностью идет на необходимые нужды: зарплату, налоги, питание детей, коммунальные услуги, обслуживание здания.  В этом плане ничего не меняется. А повышать плату как захотим – такого права у нас не было и нет. Конечно, новое всегда настораживает, потому что это, в определенной степени, шаг в неизвестность. Нам пришлось многому поучиться, прежде чем перейти на автономку. Надеюсь, у нас улучшится финансово-хозяйственная деятельность. Самостоятельность развивает гибкость, умение просчитывать свои шаги. Пока мы в качестве автономного учреждения только два месяца, но все задачи, стоявшие перед нами, выполнили. Хотя, не буду скрывать, было очень сложно вначале. Прежде всего, требовалось перестроить свое мышление, научиться считать, вникать в бухгалтерскую отчетность, чего раньше от заведующих вообще не требовалось. Как и все детские сады, мы были прикреплены к централизованной бухгалтерии управления образования, и нами занимались определенные специалисты. Голова за финансы у нас не болела. Теперь мы приняли двух бухгалтеров, все расчеты ведем самостоятельно. Сами, не выходя на тендер, заключаем договоры с поставщиками продуктов питания  --  вот вам первый пример возросшей ответственности. Контроль, конечно, тоже усиливается. Всю нашу финансовую и прочую деятельность раз в квартал, а если необходимо, то и чаще  будет проверять наблюдательный совет,  в который входят представители управления образования, КУМИ, самого дошкольного учреждения, родительской общественности детского сада, профсоюза работников образования.   ---  Для того чтобы дальше развиваться, надо зарабатывать деньги. Каким образом это может делать детский сад? -- Мы можем заниматься разрешенной предпринимательской деятельностью. У детского сада №21 есть некоторое преимущество – на нашей территории находится столярная мастерская, которую мы сдаем в аренду, этот доход теперь весьма кстати. Мы будем предлагать родителям дополнительные образовательные услуги. К примеру, многие мамы водят детей после садика в различные кружки. Это хорошо, но дети очень устают. Почему бы не использовать часть свободного времени ребенка, которое у нас есть в течение дня, и не позаниматься с детьми дополнительно – танцами, рисованием, языками. - У родителей может возникнуть опасение: раньше ребенок занимался рисованием на обычных занятиях, а теперь то же самое перейдет в разряд дополнительных  образовательных услуг. Не будет ли дополнительное введено в ущерб основному? -- Нет. Те образовательные услуги, которые обязаны предоставить по программе,  мы будем предоставлять бесплатно и в том же объеме. У нас остается то же расписание, что и прежде, время занятий с детьми не сократится. Дополнительные занятия предполагают более высокий уровень восприятия материала, ведь чем больше повторяешь, тем лучше информация усваивается. Что получится -- посмотрим, сейчас готовим анкетирование, чтобы изучить мнение родителей, их запросы,  фантазии. А пофантазировать можно в разных направлениях: у ребенка могут быть хорошие вокальные данные, хореографические – все это можно развивать в стенах детского сада, на дополнительных занятиях. Многие родители сегодня хотят, чтобы их ребенок с раннего возраста учил языки – это тоже возможно. Может быть, окажется востребованной углубленная подготовка к школе. Это не значит, что ребенка надо научить читать и писать. Прежде всего, надо развить его логическое мышление. Что-то сделаем своими силами, для чего-то пригласим специалистов. К слову, плата за дополнительные услуги будет устанавливаться не детским садом, а только через горсовет. Хотим развиваться и в оздоровительном направлении. Можем оказать такие услуги, как ЛФК, использование бассейна, физкабинета, а также вечернее пребывание ребенка в детском саду, в выходной день. Но все эти планы предполагают детальную проработку и продумывание.  Коллективу тоже придется несколько перестроиться. Надо быть готовыми работать больше и более творчески, хотя в отсутствии творческого подхода нас нельзя упрекнуть и сейчас. Чтобы не возникло ощущения, что все теперь у нас заострено исключительно на зарабатывание денег, замечу, что в списке муниципального задания есть и такой пункт: выполнение посещаемости. То есть мы заинтересованы в том, чтобы дети как можно активнее ходили в сад, меньше пропускали, не болели. Выделяемые на определенное количество детей средства должны себя оправдывать. Если ребенка нет, они могут быть в дальнейшем отозваны. Поэтому нам выгодно, чтобы дети посещали детский сад. Но главное здесь не только финансы. Решая этот вопрос, мы обязаны подумать и о таких резервах, как укрепление здоровья детей, улучшение микроклимата в группе, чтобы малыш стремился в детский сад. Работа в этом направлении велась всегда. Она актуальна и сейчас, тем более в перспективе с присоединением к нашему детскому саду другого дошкольного учреждения. Словом, есть над чем работать.