Гвардеец труда. Новотроицк

Праздников праздник и торжество торжеств

  • 26-04-2019 09:16

Детство новотройчанки Нины Ивановны Шумаковой прошло в небольшом городе Карталы Челябинской области и выпало на тяжелые военные и послевоенные годы. Церкви в городе не было.

Праздников праздник и торжество торжеств

С храма постройки еще 19 века при советской власти сбросили купола, а в самом здании разместили клуб, и маленькая Нина вместе с сестренками и подружками бегала туда смотреть кино. По рассказам мамы, она знала, что, оставшись без церквей, священники продолжали ездить по селениям и совершать крещение на дому. В народе еще долго продолжала жить глубокая вера, и служители несли свою службу. 

– У бабушки сохранилась старинная Казанская икона Божьей матери, одна из самых почитаемых в России, и всегда на ней был красивый вышитый рушник. К праздникам это убранство обязательно освежали, и, хотя не было особых возможностей, иконы украшали цветами, которые люди сами делали из древесной стружки, – вспоминает Нина Ивановна. – С детства я знала, что Пасха – это праздников праздник и торжество торжеств. Его всегда ждали и к нему готовились.

Подготовка к Пасхе осталась одним из самых ярких детских воспоминаний Нины Ивановны, связанных с верой.  В начале 50-х годов в Карталах свершилось нечто, похожее на чудо: освободился барак, который прежде занимала геологоразведочная партия, и здание отдали православным. Отовсюду горожане понесли туда припрятанные иконы, и очень быстро барак превратился в храм.

– Помню, как готовились к празднику, – рассказывает Нина Ивановна. – Мама делала домашние свиные колбаски и запекала их в русской печи. Куличи, пирожки, яйца, запеканки – все готовилось накануне, а в сам праздник ничего горячего уже не пекли и не варили. Такой был уклад. Сама я стеснялась, но мне нравилось, когда к нам приходили дети, поздравляли с праздником, говорили: «Христос воскресе!», родители отвечали: «Воистину воскресе!» и непременно чем-то их угощали. Испечь куличи – тоже  целая история с приготовлениями. Формой для них служили жестяные банки из-под повидла с аккуратно загнутыми краями, чтобы не было никаких зазубрин. Не у каждой хозяйки были такие формы, и мама с соседками заранее договаривались, кто и когда будет печь, чтобы передать их друг другу. Вечер, когда пекли куличи, казался волшебным. 

Как бы трудно ни жилось, к Пасхе Нине и ее сестренкам всегда шили новые ситцевые платья и новую рубашку братишке. Утром в пасхальное воскресенье нарядные, всей семьей шли к бабушке, где садились за стол, чтобы разговеться освященными куличами и яйцами. К обеду возвращались домой, и праздник продолжался. Когда бабушки не стало, эстафету приняли родители, и к ним уже взрослые дети приходили со своими семьями. 

– Храм в бараке просуществовал около десяти лет. Затем здание снова забрали под городские нужды, а все, что было внутри, продали с аукциона. Люди плакали, когда это произошло. Город снова остался без церкви. В бараке размещали то детский сад, то какую-то контору, но ничего в нем не приживалось надолго, а затем здание и вовсе разрушилось,  – вспоминает Нина Ивановна. –  В тот период, когда город опять остался без церкви, куличи освящать было негде, но каждую Пасху, когда мы приходили, мама зажигала свечу и говорила: «Господь все видит». И мы не сомневались: так оно и есть. В 90-е годы власти вернули православной церкви ставший к тому времени ненужным пустующий клуб, расположенный в настоящем храме. Его очень быстро восстановили, вернув прежнее название – храм Казанской иконы Божьей матери. Он и сегодня действует и украшает Карталы. 

В Новотроицк Нина Ивановна приехала, когда уже вышла на пенсию. Новотроицкий храм святых апостолов Петра и Павла был построен на ее глазах, Нина Ивановна присутствовала на его освящении и установке куполов. 

– Это очень большое событие, и я рада, что стала его свидетелем. У каждого человека свой путь к храму, важно  за повседневными заботами не опоздать ступить на него. Великий пост, предшествующий Пасхе, дается людям, чтобы мы подготовились к празднику – не только испекли  куличи и убрали свой дом. Главное, очистить душу, проанализировать свои мысли и поступки, научиться не осуждать других, бескорыстно делать добро. Это не всегда просто, но к этому надо стремиться, – убеждена Нина Ивановна. 

Анна Симонова.