Профессиональное училище №34 фактически первым в городе стало работать в условиях автономного учреждения. О том, как руководство оценивает свой новый статус, мы беседуем с директором Виктором Гречкасием.
-- Виктор Стефанович, когда вас впервые посетила мысль об «автономке»?
-- Чуть больше трех лет назад, когда началось движение по переходу на автономные учреждения. Мы посмотрели свои финансовые возможности, перспективу свободы действий, которая предполагалась, и поняли, что система нам подходит.
-- Что она вам дала?
-- Во-первых, все финансы сосредоточены у нас, и мы ими распоряжаемся в соответствии со своими потребностями – это немалое дело. Финансирование региональное + мы зарабатываем сами.
-- Система платных услуг в училище развивается уже много лет. Это создало некую подушку безопасности в переходный период?
-- Обязательно. Региональных денег хватает только на организацию учебного процесса, питание, стипендии, частично на коммунальные услуги. Нам повезло в том смысле, что система платных услуг в училище развита. Без них автономное учреждение просто не выживет.
-- На чем вы зарабатывали, зарабатываете?
-- Зарабатывали и зарабатываем на подготовке специалистов по 27 профессиям. Мы работаем даже с группами, состоящими из трех человек. Не удивляйтесь. Во-первых, это деньги, которые приносят нам. Во-вторых, люди получают нужную им профессию. У нас отработана гибкая система обучения таких маленьких групп.
-- Как начали создавать материально-техническую базу училища?
-- Создание базы – очень серьезный вопрос. Мы находили средства, приобретали оборудование, расходные материалы – практически 50 процентов того, что имеем сегодня. Самое первое – оборудовали всем необходимым классы (сегодня они у нас лучшие в области), чтобы на высоком уровне организовать учебный процесс. Создали условия для привлечения подростков и сохранения контингента учащихся. А чем можно завлечь мальчишек? Что им всегда интересно? Автодело, техника. Идея подготовки водителей и автомехаников родилась у меня лет пятнадцать назад, а тут представилась возможность реализовать ее. И у нас все получилось.
-- Теперь руки у вас относительно развязаны. Как думаете распорядиться средствами?
-- Они все расписаны по смете. Основная наша задумка -- и мы ее уже начали воплощать в жизнь -- создание новых рабочих мест для трудных ребят, для тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. По моему мнению, современное учреждение начальной профессиональной подготовки должно этим заниматься.
-- Сколько лет вы работаете с такими ребятами?
-- 12 лет назад впервые начали создавать группы социально-психологической адаптации. Мы собираем в год до 60 подростков, кто по разным причинам не учится или стоит на учете. Не все приживаются. Но подавляющее большинство ребят получают профессию и становятся достойными людьми, гражданами города и страны. Пример: Леонид Анацкий учился в группе социально-психологической адаптации, стал чемпионом России по правилам дорожного движения. Сейчас работает у нас инструктором, учит других. Вот вам результат.
-- Насколько мне известно, с этого года училище стало принимать 8-классников?
-- Да. Уже набрали около 50 человек. Это самый опасный возраст. Нам нельзя потерять мальчишек. Их надо занять полезным делом. Конечно, не все и не со всеми получается ладно, но работать все равно надо. И автономка дает больше возможностей воспитать их, дать в руки ремесло и подготовить к жизни.
-- Надо понимать, в «автономку» вы вошли естественно, без особых проблем и боли?
-- Абсолютно. Мы даже не ощутили, как поменялся наш статус. Потому что уже несколько лет фактически работали как автономное учреждение. Люди ощутили это только в конце года, когда получили одну, вторую, третью доплаты. Раньше не получали: не хватало денег. Смешно сказать, нам никогда ничего не давали, мы сами старались на все заработать. С одной стороны, обидно. Но с другой – это заставляло работать по-новому, искать нестандартные пути. Самое главное, в «автономку» нельзя впрыгивать, не подготовившись.
-- Виктор Стефанович, вы могли бы назвать условия успеха в таком непростом деле, как переход в статус автономных учреждений?
-- В нашем случае гарантия положительного конечного результата – сотрудничество с городом. Училище не должно быть оторвано от города, оно обязано работать на интересы муниципального образования. Если нам что-то нужно, администрация всегда идет навстречу.
Для современного образовательного учреждения важны связи с властью, наукой и использование своих резервов и возможностей. У нас сложились деловые отношения с доктором педагогических наук, профессором Оренбургского педуниверситета Сальцевой Светланой Васильевной. Она много помогает в плане методического обеспечения учебного процесса. Большую поддержку мы получаем от представителя «Металлоинвеста» Ольги Асламбековны Бессоловой. Это человек, понимающий проблемы современного начального профессионального образования. И таких людей, кстати, вокруг меня немало.
Современное учреждение профессионального образования, по моему глубокому убеждению, должно не только давать профессию, но и помогать войти в нее, в жизнь. В этом я вижу будущее профтехучилищ. Наработанное следует развивать, связав в единую цепочку вечернюю школу, профессиональную подготовку и обеспечение рабочим местом. Это очень трудная задача, но решать ее необходимо.