Людмила Гаврилова: «Я – человек масштабный»
- Встречи на улице Новотроицкой
- 28-09-2020 04:20
Для новотройчан имя Людмилы Ивановны Гавриловой тесно связано со школой-интернатом для слабовидящих детей.
Любви много не бывает
Она родилась в Кувандыке, но по праву может считать Новотроицк родным городом. В три года вместе с родителями приехала сюда и с тех пор больше никогда никуда надолго не уезжала. После школы юная Людмила, возможно, и отправилась бы искать счастье в далекую столицу: крепкие знания и высокие оценки в аттестате позволяли надеяться на поступление в престижный вуз, но родители пожелали, чтобы дочь оставалась рядом. Она была их поздним ребенком. – Я выросла в атмосфере безграничной любви, – рассказывает Людмила Ивановна. – У мамы с папой это был второй брак. У каждого в предыдущей семье уже были дети, мы жили все вместе, но я – их единственный общий ребенок. Маме исполнилось 38 лет, а папе 44 года, когда я появилась на свет. Я была младшая, меня любили все, но это не значит, что я выросла избалованной. Из детских счастливых лет Людмила Гаврилова вынесла твердое убеждение, что любви много не бывает. Она и сама ею легко делилась – еще школьницей с удовольствием и подолгу занималась с малышами в детском саду и в соседнем семейном общежитии. Была им и нянькой, и первой учительницей. Стоит ли сомневаться, что никаких терзаний с выбором будущей профессии нынешний директор самой крупной в области специальной школы-интерната на заре своей юности не испытала. Орский пединститут, ближайший к дому, дал ей путевку в жизнь. Впрочем, вуз Людмила Гаврилова закончила не только молодым учителем, но и молодой мамой. Выйдя замуж и родив старшую дочь, она не ушла в академический отпуск, не перевелась на заочное отделение, потому что надежной опорой снова стали родители и любящий муж. Возможно, если бы не эта поддержка, профессиональный путь Гавриловой сложился несколько иначе. Но вряд ли она осталась бы рядовой учительницей. Характер не тот.
Быть в тени не умеет
Трудовую биографию она начала учителем математики в школе №19, нынешней гимназии. Педагоги с богатейшим опытом были ее наставниками, и первая среди них – Тамара Николаевна Бочкарева. Овладение тонкостями профессионального мастерства переплелось с талантом ладить с детьми, находить к ним подход. Когда предложили перейти в школу-интернат №2 для слабовидящих детей, согласилась не сразу. Пришлось очень многому научиться самой, чтобы учить детей, имеющих серьезные проблемы со зрением. По сей день Людмила Гаврилова с благодарностью вспоминает Людмилу Федоровну Павлову – в то время завуча интерната и уже опытного тифлопедагога, которая открыла для нее специфику работы с особенными детьми. В коллективе сразу отметили активную позицию новой сотрудницы и избрали ее председателем профсоюзной организации. А спустя всего несколько лет Людмиле Гавриловой, к тому времени уже завучу по бытовым вопросам, коллеги доверили руководство интернатом. – Первый месяц я проплакала, – вспоминает она. – Мое вступление в должность совпало с началом отопительного сезона. В интернате прорвало трубы, провалились полы, параллельно возникла масса других проблем, а финансирование и в те годы было скромным. Но слезы слезами, а дело надо делать. Признаюсь, многие вопросы в интернате я смогла решить благодаря авторитету моего отца. Ивана Ивановича Колузатова в городе знали и уважали, и в какую бы организацию я ни обратилась за помощью, мне шли навстречу, потому что моим поручителем был именно он. Так постепенно удалось создать в школе хорошую материальную базу. Кроме того, у нас всегда был очень сплоченный и работоспособный коллектив. Мы все делали вместе, и я наряду со всеми. В итоге общий энтузиазм плюс наше огромное трудолюбие сделали свое дело – мы создали интернат, где было тепло, красиво и уютно. Детям здесь стало комфортно жить и учиться, педагогам приятно работать.
Личный авторитет – залог успеха
Сначала авторитет отца, а затем и честно заработанный собственный позволили Людмиле Гавриловой найти меценатов, которые всегда оказывали поддержку ее школе-интернату, потому что видели – эта помощь идет детям. Для них приобреталась новая мебель, делался ремонт, строились детская и спортивная площадки. – Мне никогда не отказывали. Но я и не просила для себя – только для детей. Многие считают, что в интернате совсем не обязательно наводить чрезмерную красоту. Да, у нас созданы условия, которых у большинства наших воспитанников нет даже дома. Но я убеждена: детей надо приучать жить именно так. Когда все эстетично и комфортно, у ребенка не поднимется рука это испортить. По такому принципу мы живем, и наши дети умеют ценить и беречь то, что получают от государства и меценатов, – подчеркивает Людмила Гаврилова. Она приняла интернат, когда здесь училось всего сто детей, можно было прижать к себе каждого и погладить по головке, что, собственно, и делала. Сегодня здесь 431 ученик. За прошедшие три десятилетия это учреждение, при всей его стабильности, претерпело множество изменений. В начале 90-х годов интернат принял первых сирот – 28 малышей из детских домов области. Затем их стало больше, и при поддержке комбината Гаврилова открыла приют «Журавушка», который на протяжении десяти лет был дошкольным звеном школы-интерната №2. Но затем изменилось законодательство, и «Журавушка» обрела самостоятельность, став социальным учреждением. – Сейчас у нас тоже есть сироты, но только слабовидящие – таково требование закона, поскольку статус школы изменился, – объясняет Людмила Ивановна. – Всех своих сирот мы всегда поднимали и поднимаем на ноги, они получают хорошее образование, мы долго сопровождаем их и поддерживаем.
Два интерната под одним крылом
Бывшая школа-интернат №2 уже давно стала специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом. Десять лет назад под ее крыло перешел аккермановский интернат №3, добавив Гавриловой новых забот. Объединение было непростым, но оно положило начало новому этапу в истории школы. – К нам пришли особенные воспитанники со всего восточного Оренбуржья, и я видела, что выпускникам бывшего третьего интерната для адаптации в обществе требовалось дополнительное время. Одно дело – выйти из учебного заведения в 15 лет, и совсем другое – в 18. Так возникла идея открыть школу с производственной подготовкой. Подходящей базой для этого могло стать ПУ №22, – рассказывает Л.Гаврилова. – В министерстве образования с этим согласились, и детей из аварийного здания в Аккермановке перевезли в помещения училища. Опять началась стройка, и не все еще сделано, как хотелось бы, но главное достигнуто – наши воспитанники выпускаются, уже овладев профессией, и самостоятельно либо с нашей помощью находят работу. Желающих учиться у нас очень много, потому что мы даем своим выпускникам больше шансов.
«Чтобы не было стыдно»
«Я сильна своими помощниками», – любит повторять Людмила Ивановна, имея в виду своих заместителей и учителей, которые трудятся в школе. Подбору кадров она всегда уделяла особое внимание. Сегодня здесь много педагогов, которые продолжают работать, находясь на пенсии, но постепенно коллектив молодеет. – Я рада, что к нам приходят молодые и преданные своему делу учителя, способные относиться к чужому ребенку, как к родному. Другие здесь просто не приживаются, – говорит директор Гаврилова. – Когда-то мне придется отсюда уйти, но я хочу оставить после себя команду, за которую мне не будет стыдно. Впрочем, не на одном энтузиазме держится преданность делу в ее школе-интернате. Здесь давно уже введен эффективный контракт, положения которого обсуждались и принимались коллективно. Теперь кто много работает, тот, соответственно, и получает. Новотроицкая специальная школа-интернат всегда опережала родственные школы области практически по всем показателям. В этом несомненная заслуга ее руководителя. Она называет себя человеком масштабным – ей во всем нужен размах. С годами и опытом Гаврилова и не думает почивать на лаврах. Наоборот, чем дальше, тем шире становится ее деятельность. Цель одна – сделать лучше для школы и детей. Так родилось сотрудничество с «Металлоинвестом», благодаря которому были созданы профессиональная подготовка, социальная гостиная для постинтернатного сопровождения выпускников. А на горизонте – новые перспективы. Московский научно-методический центр «Коррекция и развитие» предложил создать на базе новотроицкой школы-интерната ресурсный центр. Благодаря этой программе здесь смогут пройти профессиональную подготовку педагоги, занятые в инклюзивном образовании, не выезжая за пределы родного города. И у Людмилы Ивановны уже снова горят глаза. Многие годы Людмила Гаврилова не просто руководит крупнейшей в области школой-интернатом, но и добивается для своих воспитанников операций, квартир, мест в детских садах уже для их детей. Для нее это святое дело. Они платят ей искренней благодарностью. Людмила Ивановна знает: ее воспитанникам важно к ней подойти, чтобы она просто прикоснулась и погладила. Они безгранично ей верят, и подвести их она не имеет права. – Я не умею жить для себя, и счастлива тем, что судьба подарила мне любимую работу и замечательную семью. Моим надежным тылом стал заботливый муж, который во всем меня поддерживает. Две дочери подарили нам двух прекрасных внуков, – делится Людмила Гаврилова. Но это не значит, что можно подвести итог. Впереди много дел.
Анна Симонова.
Последние новости
-
20-12-2024
Команда «Ястребы» - победитель открытого международного турнира по следж-хоккею на Кубок Губернатора Оренбургской области
-
20-12-2024
Суд подтвердил законность решения Оренбургского УФАС России
-
19-12-2024
Педагоги Новотроицка приняли участие во Всероссийском форуме «Педагогическая гавань»
-
19-12-2024
Школьный музей из Оренбургской области стал партнером Музея Победы в Москве
-
19-12-2024
Количество заболевших ОРИ в Оренбуржье за неделю снизилось