На должность начальника новотроицкого отдела военного комиссариата Оренбургской области назначен Дмитрий Беликов. Несмотря на занятость (как известно, в настоящее время идёт весенний призыв), он согласился поделиться с новотройчанами впечатлениями от первого месяца работы.
Обычная, казалась бы, процедура - смена руководства военкомата. Однако для определённой части населения нашего города появление человека, который за семь лет службы на аналогичных должностях в Медногорске и Кувандыке полностью искоренил такое явление, как уклонение от призыва, сулит не очень радостные перспективы.
-- Этой весной повестку для прохождения призывной медицинской комиссии проигнорировали двести новотройчан, а большинство из тех, кто всё же пришёл в военкомат, правдами и неправдами стараются избежать отправки в войска, -- начал беседу Дмитрий Леонидович. -- Это вызывает у меня определенные опасения: при плане набора в двести пятьдесят призывников в настоящее время отбыли к месту службы чуть более ста.
-- Что означает «правдами неправдами»?
-- Приведу один пример. Несколько дней назад на заседание призывной комиссии мы пригласили порядка пятидесяти человек, которые, кстати, до 1 апреля уже прошли медкомиссию и были признаны годными для службы в армии. Так вот только один из них не заявил, что имеет проблемы со здоровьем. А остальные в одночасье «заболели». Перечень хворей обширен. Здесь и плоскостопие, и искривление позвоночника, и радикулиты, и ещё много других болячек. Что удивительно, практически у каждого имелись подтверждающие болезнь документы. Вызывает подозрение то, что выданы они, во-первых, врачами, к призывной комиссии не имеющими никакого отношения, и, во-вторых, иногородними больницами.
-- Так это можно каждую призывную кампанию «заболевать» и дообследоваться?
-- В осенний призыв, наверное, воспользуюсь медногорским опытом: пару раз я сам лично возил «больных» призывников в Оренбург. Их там на моих глазах осмотрели врачи и признали всех годными для службы в армии. Ну а если и этот метод не подействует, придётся обращаться в правоохранительные органы. Думаю, добавятся дела по гражданам, ранее уклонявшимся от призыва и пожелавшим получить военные билеты по достижении ими 27 лет. До недавнего времени этой категорией призывников-уклонистов никто не занимался: молодые люди приходили к военкому с квитанцией об уплате пятисотрублёвого штрафа и получали на руки заветный документ. Сегодня всё иначе. Если в личном деле есть материалы по их розыску, то военком обязан направить заявление в правоохранительные органы с просьбой дать действиям и бездействию этих граждан правовую оценку. На двух новотройчан пакет документов отправлен в прокуратуру. На подходе ещё десятка два.
-- Жёстко...
-- А почему вас это удивляет? В стране уже давно существует подобная практика, и никто вопросов не задаёт. Скажу больше, практически все военкоматы не первый год призывают одиннадцатиклассников сразу же после выпускного бала. Не понимаю, почему в Новотроицке про них забывали? Служить всего год, чего прятаться-то. Институты никуда не убегут.
-- Дмитрий Леонидович, почему новотройчане, призванные в армию в апреле-мае, уехали на Дальний Восток, ведь Минобороны отменило так называемый экстерриториальный признак призыва?
-- Стечение обстоятельств. На Дальний Восток через всю страну шёл большой воинский эшелон с призывниками. Где-то, похоже, недобрали людей, вот и пришлось пополняться оренбуржцами. Но новотройчане, призванные в июне-июле, будут служить в Приволжско-Уральском военном округе.
-- Говорят, что и в Медногорске, и в Кувандыке вы вплотную занимались патриотическим воспитанием молодёжи, отслеживали судьбу призывников в войсках?
-- А без этого работа военкомата будет неполноценной. Качество призыва напрямую зависит от воспитания молодёжи. Согласны? В бытность военкомом в Медногорске я установил прочные связи с одним из полков Ясненской дивизии. Офицеры-ракетчики с удовольствием приезжали к нам на различные мероприятия, выступали перед ребятами, рассказывали о солдатском быте. Очень, скажу я вам, действенная мера. Что касается отслеживания судьбы призывников. У меня, к сожалению, нет такой возможности. Но если ко мне обращались за помощью родители мальчишек, делал всё, чтобы у них не оставалось к армии вопросов. Подобную практику собираюсь использовать и в Новотроицке.
Беседовал
Александр ТРУБИЦЫН.
фото автора.