Гвардеец труда. Новотроицк

Детство, опалённое войной

Война – это не только великие  кровопролитные сражения. Это тяжелый труд в глубоком тылу и страдания мирных жителей. Это страшные лишения и слезы детей.  Центральная городская библиотека организовала цикл встреч школьников и студентов с новотройчанами, чье детство выпало на суровые годы Великой Отечественной. 

Детство, опалённое войной

– В годы войны, по официальным данным, в Советском Союзе погибло 1 млн 800 тысяч детей. 5 млн несовершеннолетних было в концлагерях, 3,5 тысячи «сыновей полков» находились в военных частях и прошли дорогами войны вместе со взрослыми, – приводит цифры главный библиотекарь ЦГБ им.Горького Елена Афанасьева. 

Об этом и о многом другом было рассказано на встрече со студентами Новотроицкого политехнического колледжа. Маленькие свидетели той далекой войны пронесли память о ней через всю свою жизнь.  Новотроицкий поэт Александр Цирлинсон – один из них. 

– Мне было пять с половиной лет, когда началась война. Я помню первые бомбежки Запорожья, где я родился, первые пожары, – рассказывает Александр Матвеевич. – Из моих ближайших родственников погибли мои бабушка и дедушка – они были расстреляны немцами. Моя младшая сестренка была тяжело контужена во время взрыва – ей было два года, а в три она умерла. 

«Как трудно осмыслить такое соседство – и сводки вой-

ны, и букварь на уроке»... С этих строк начинается одно из стихотворений Александра Цирлинсона, посвященное войне. Их у него много. Каждое берет за душу. 

Как трудно осмыслить такое соседство: 

и сводки войны, и букварь на уроке.

Ах, дальняя память! Ах, память-наследство. 

И сроки твои — бесконечные сроки.

И дальняя память покоя дороже. 

Пока я дышу — не считаюсь с годами. 

Пока, словно совесть, живёт и тревожит 

далёкий мальчишка с моими глазами.

Как вспышки пронзительно-яростных молний, 

те годы оставим потомкам в наследство,

чтоб каждый живущий взволнованно помнил 

про наше суровое, взрослое детство.

(Отрывок из стихотворения «Воспоминания о военном детстве» Александра Цирлинсона).

– С военных лет мне особенно запомнилось, как нас эвакуировали с Украины в телячьих вагонах. Мы ехали в город Сталинск, ныне Новокузнецк, и на одной из остановок мама побежала за кипятком и отстала от поезда. Я и моя маленькая сестренка остались одни, без родных. Нас, как могли, подкармливали соседи, сестренка все время плакала, я тоже. А через трое суток мама влетела к нам – каким чудом она догнала поезд, не знаю, но это осталось самым ярким воспоминанием тех лет, – делится Александр Цирлинсон.

Внимательно слушали  юноши и девушки рассказ убеленного сединой известного земляка. Это был рассказ не только о войне, но и о мирной жизни, наполненной светлыми и важными событиями. Александр Матвеевич – один из первых выпускников НПК, работал на НЗХС, занимался спортом, писал стихи. Несколько своих книг, посвященных новотроицкому спорту, Цирлинсон передал в библиотеку колледжа. Война давно отгремела. Но не помнить о ней нельзя.

– История всегда напоминает о себе, и если мы забудем о том, какие страшные испытания и потери несет с собой война, все может повториться. Поэтому наша главная цель – чтобы из поколения в поколение память не угасала, – говорит Елена Афанасьева.

Анна Симонова.