Гвардеец труда. Новотроицк

«Я не забыл седые ковыли…»

«Я не забыл седые ковыли…»
К 60-летию поэта Геннадия Красникова «Поэты рождаются в провинции, а умирают в Париже». Это французское изречение применимо и для России, с заменой Парижа на Москву. Именно туда устремился в 1969 году юный новотройчанин Гена Красников, чтобы получить образование, состояться как творческая личность, войти в русскую литературу. Устремился, хотя редко найдешь человека, который был бы так привязан к своей малой родине, к дому, к матери, к воспоминаниям детства. Этой теме посвящена значительная часть его стихотворений как раннего, так и более поздних периодов творчества. Порой в них звучали светлые, порой грустные ноты, а иногда пробивались тревожные сигналы SOS: А когда найдет тоска, неотвязная и злая, не жалей меня, Москва, я одно спасенье знаю. Еженощно, в час ноль пять, от Казанского вокзала буду тихо провожать поезд с Южного Урала… И назавтра в тот же час буду спрашивать упрямо: «Как там в городе у нас, что там – дома, как там – мама?..» Обживаясь в Москве и всё больше влюбляясь в этот шумный, многолюдный, неуютный, бездомный, тревожный и прекрасный город, он постоянно обращал взгляды к родной земле и писал ностальгические стихи с постоянным рефреном «я не забыл», как будто просил прощения за свое «отступничество»: Я не забыл седые ковыли, прозрачные Урала перекаты, и как метели в январе мели, срывая с клуба звонкие плакаты. Всклёк беркута в названии Максай перемешался с посвистом позёмки, но как его теперь не величай – там больше нет уже того посёлка… Геннадий Николаевич Красников родился 30 августа 1951 года в Новотроицке, в рабочем поселке Максай. После окончания восьмилетней школы работал электриком на автобазе, завершая среднее образование в вечерней школе. В 1969 году поступил в Московский государственный университет на факультет журналистики. Получив диплом журналиста, работал корреспондентом районной газеты в городе Озёры Московской области. В 1978 году оказался в центре литературной жизни, став ведущим редактором издательства «Молодая гвардия», где вместе с поэтом Николаем Старшиновым выпускал всесоюзный ежеквартальный альманах «Поэзия». Это уникальное издание являлось «взлетной полосой» для многих ныне известных поэтов. После закрытия альманаха в 1992 году работал главным редактором издательства «Звонница-МГ», затем директором одного из коммерческих издательств. Не сумев или не захотев вписаться в новые «рыночные отношения», выбрал полуголодную творческую свободу. Еще в советские времена издал четыре книги стихотворений: «Птичьи светофоры» (1981), «Пока вы любите» (1985), «Крик» (1988), «Не убий!..» (1990). После большого перерыва в 2005 году в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Библиотека лирической поэзии» вышла книга избранных стихотворений поэта «Кто с любовью придет…». В книгу вошли стихотворения последних пятнадцати лет, а также избранные стихи из предыдущих книг поэта. Поэтический материал составлен таким образом, что начинают книгу современные произведения поэта, а завершают самые первые его стихи. Если кому-то интересно проследить творческий путь Геннадия Красникова, он может прочесть книгу с конца, но, видимо, не напрасно выбрал поэт этот обратный путь из осенней зрелости к весне своей юности, от устья к истоку: Среди ветвей зеленых, кружевных так много юных лиц – чужих и мимолетных. Пусть молодые пишут для живых, а я уже давно пишу для мертвых. Для тех, кого любил, кем был любим, кто был совсем иной весною молод и кто давно рассеялся, как дым, сложившийся в один воздушный город… В переломное для России время Геннадий Красников обратился к публицистике, пытаясь в судьбах русских поэтов и писателей ХХ века, отразивших все вкусы и обольщения своего времени, отыскать причины трагического состояния России современной. Многое из опубликованного в периодике вошло в книгу «Роковая зацепка за жизнь, или В поисках утраченного Неба» (2002). Продолжая культурно-просветительские традиции, начатые еще в альманахе «Поэзия», Геннадий Красников совместно с поэтом Владимиром Костровым издал наиболее полную антологию «Русская поэзия. ХХ век», куда вошли стихи более чем 700 поэтов. Эта антология стала значительным явлением литературной и культурной жизни конца ХХ века, в год празднования 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина (1999). Через два года состоялось второе издание антологии. В 2010 году в издательстве «Вече» под общей  редакцией Геннадия Красникова вышла еще одна большая антология «Русская поэзия. ХХI век», включившая в себя лучшие поэтические произведения, создававшиеся в первое десятилетие нового века. И уже в этом году в том же издательстве «Вече» вышла антология военной поэзии «Ты припомни, Россия, как всё это было…», составителем которой стал также Геннадий Красников. Я познакомился с Геной сорок пять лет тому назад, осенью 1966 года на первом заседании литературной группы при городской газете «Гвардеец труда», когда нам обоим было по пятнадцать лет. Не скажу, что с первой встречи мы стали закадычными друзьями. Мы были разными по характеру, и дороги у нас оказались разными, но путь был один, и наша дружба была предопределена свыше. Первые юношеские годы связующим звеном между нами был наш старший товарищ, учитель и наставник в поэзии, руководитель литературной группы Александр Матвеевич Цирлинсон. Мы втроем возвращались с заседаний литгруппы, А.М. и Гена продолжали литературные беседы, а я больше помалкивал и только диву давался: откуда мой сверстник столько знает, как смело он высказывает свои мысли, и как много у него этих мыслей. Было видно, что он давно и серьезно занимается литературой, поэзией, что у него уже сложился свой литературный вкус, свое творческое мировоззрение. В 69-м году мы вместе с Геной поступали в МГУ. Он, как человек с трехгодичным рабочим стажем и с хорошей литературной подготовкой, поступил, а я не сумел преодолеть конкурсный барьер. Помню, как мы бродили с ним по Москве и специально забрели на Тверской бульвар, 25, в Литературный институт им. Горького Союза писателей СССР. День, кажется, был воскресный, в институте не было ни души, но добрая вахтерша специально для нас открыла двери и провела по аудиториям института. Она рассказывала нам о поэтах, которые учились и преподавали в институте, и от мысли о том, что эти люди ходили по этим аудиториям, где несмело топчемся мы, нам обоим стало не по себе. Это было похоже на то, как будто прикасаешься к святыне. Могли ли мы тогда подумать, что Литературный институт станет со временем моим родным учебным заведением, а Геннадий будет в нем работать в качестве руководителя творческого семинара. А потом я служил на флоте, работал в Атлантике. Много лет мы не виделись с Геннадием и даже не переписывались, но когда встретились, то заговорили так, как будто расстались только вчера. Мы встречались в Москве, куда я приезжал на сессии, и в Новотроицке. В течение многих лет, пока была жива его мама Нина Андреевна, Гена в каждый отпуск приезжал домой. Я встречал его на вокзале, мы шли по улице Железнодорожной к Студенческому переулку, где в освещенном окне на пятом этаже вырисовывался силуэт его мамы. И когда я провожал его на вокзал, Нина Андреевна стояла у окна, и Гена много раз оглядывался на прощальный силуэт и все махал и махал рукой… Матушка-матушка! Всё не представишь, всё не поверишь: в сборе ль семья?.. Вот и опять ты окурки считаешь – много ли за ночь выкурил я. Милая! Да я и сам не представлю, и не пойму в сигаретном дыму – как я одну тебя снова оставлю, да и куда мне идти – не пойму… У многих поэтов есть своя муза, чаще всего это любимая женщина, которой они посвящают стихи, ради которой стремятся достичь признания и успеха. У Гены такой музой была его мама. Ей он посвятил самые нежные, самые светлые и пронзительные стихи. Ее образ осветил и всё его творчество: ведь сказано же, что писать надо такие вещи, которые не стыдно показать своей маме. В обширном и многообразном творчестве Геннадия Красникова образы родины, матери, детства, дружбы, любви были и остаются самыми главными. Через любовь к родной земле он пришел и к великой христианской любви, к вере и надежде на светлый Путь. Всё на месте: солнце на востоке, храм под солнцем, вечность впереди, шмель в бутоне, за морем пророки, слово в песне и душа в груди. С евангельских времен известно, что нет пророка в своем отечестве. И чаще всего для родных, близких и знакомых людей величие человека заслоняется бытовыми деталями. Все талантливые люди столкнулись с этим феноменом. Трудно укладывается в голове, что твой сосед или земляк является гением. И с друзьями такая же заковырка. Большое видится на расстоянии. И я благодарю судьбу, что в моей жизни всё происходит наоборот. Именно близкое общение с талантливыми людьми помогает мне еще больше ценить их творчество. И творчество моего друга не является исключением из этого правила. Сотни километров исходили мы с ним по Москве и Новотроицку, беседуя на разные темы. Я первым слышал его оригинальные суждения, видел истоки будущих творений. Есть пророк в моем отечестве и в сердце моем. И еще скажу: не дай Бог стать пророком в современном мире, где известность сопровождается скандалом, извращенным имиджем, телевизионной шумихой. Кому суждено услышать голос поэта, тот услышит. Всё остальное от лукавого.  
Этот сайт использует сбор метрических персональных данных. Находясь на сайте, вы соглашаетесь с обработкой персональных метрических данных.