14 сентября - 57-я годовщина общевойсковых учений на Тоцком полигоне. В канун этой даты Анне Ивановне Гололобовой, Борису Ивановичу Грачеву, Стефану Ивановичу Шумилину, Василию Михайловичу Киселеву, Александру Семеновичу Белозерову, Анатолию Ивановичу Дудареву - участникам подразделения особого риска, живущим сегодня в Новотроицке, городским управлением социальной защиты оказана материальная помощь. Кроме того, в этот день в храме святых Петра и Павла пройдет панихида по умершим участникам подразделений особого риска, а в библиотеках города состоятся тематические лекции-беседы, на которых школьникам расскажут о ядерных испытаниях в Тоцке и Семипалатинске.
Борис Иванович Грачев – один из тех, кто участвовал в ядерных испытаниях. Всего же в Оренбуржье 5 тысяч человек участвовали в общевойсковых учениях на Тоцком полигоне и в Семипалатинске. Сейчас в живых осталось лишь около 400 человек.
Борис Иванович Грачев был призван в армию в 1955 году, планировал связать свою жизнь с авиацией, однако судьба распорядилась иначе – в условиях строжайшей секретности железнодорожный состав с 1200 солдатами привезли в Семипалатинск. Так он оказался на ядерном полигоне.
Грачев все два года прослужил здесь водителем – возил на полигон из Семипалатинска оборудование и материалы. Его подразделение занималось расстановкой техники, инженерного имущества, средств связи, манекенов солдат перед взрывом бомбы, доставкой продовольствия и воды.
-- За время службы мне пришлось трижды участвовать в испытаниях ядерной бомбы, -- вспоминает Борис Иванович, -- бывал и в эпицентре, уже после взрыва. Зрелище страшное: исковерканная, сожженная, разбросанная боевая техника, от специально построенных домов – лишь груда кирпича, земля выжжена и оплавлена… Сила взрывной волны была столь мощной, что в Семипалатинске, расположенном в 150 километрах от эпицентра, выбивало окна и срывало двери. Временами, конечно, было страшно, но мы тогда понимали, что делаем очень нужное и важное для нашей страны дело. И о радиации мы, конечно же, знали, однако тогда каких-то специальных защитных средств не было, выдавались только комбинезоны. Впрочем, тогда о вреде для здоровья сильно не задумывались, хотя часто бывали там, где измерительные приборы попросту зашкаливали.
Трижды за время службы Грачев лежал в госпитале – лечился после поездок к эпицентру взрыва. Проблемы со здоровьем начались и сразу после демобилизации – парня трясло, часто случались обмороки, стали выпадать волосы, за короткое время он похудел на 25 килограммов. Однако подписка о неразглашении, данная на 25 лет, не позволяла ему рассказать ни врачам, ни родственникам о том, что же на самом деле с ним произошло. Что его тогда спасло, он не может понять до сих пор.
После армии Борис Иванович приехал в Новотроицк. Здесь работал в «Востокметаллургмонтаже», СРСУ-8, «Промжилстрое». Тесно общался с участниками испытаний в Тоцке и Семипалатинске, а в 55-ю годовщину общевойсковых учений на Тоцком полигоне впервые побывал на месте взрыва.
- На Тоцком полигоне сейчас выросла трава, лес, - вспоминает свою поездку Грачев, - и уже ничего не напоминает ни о здешних событиях, ни о страшной радиации.
В книге «Ради отечества. Тоцкий атомный взрыв», изданной к 55-й годовщине учений в Тоцке, имя Бориса Ивановича указано в числе тех 5 тысяч оренбуржцев, кто участвовал в испытаниях и на нашей земле, и в Семипалатинске. Здесь же он нашел и фамилии всех своих сослуживцев. К сожалению, «атомных солдат» становится все меньше, и сейчас главное - сохранить память о тех, кто ценой своей жизни и здоровья ковал ядерный щит страны.
Марина МУРОМЦЕВА.