Гвардеец труда. Новотроицк

Физика требует азарта

Архив "ГТ" от 02.10.2019 г.

Физика требует азарта

Учитель физики новотроицкого лицея №1 Галина Павлова – одна из лучших педагогов города. Ее успехи были по достоинству оценены на областном уровне: за высокие результаты ЕГЭ учеников Галины Павловны ей вручили ключи от автомобиля.

Однако наша героиня лучшей наградой за свой труд считает благодарность учеников, выпускников и их родителей. Ей приятно осознавать, что для очень многих ребят, прошедших через ее руки за сорок три года, она стала не просто учителем, но и значимым человеком.

Любовь победила логику

Достаточно один раз увидеть, как Галина Павловна общается с учениками, чтобы понять: она живет своей профессией. «Сыночка, ты чего-то путаешься, подумай лучше», «Доча, ты молодец: подметила самую суть вопроса», – так разговаривает она с детьми. 

Уроки, дополнительные занятия, встречи с родителями, личные беседы с учениками, методическая деятельность – все это составляет будни Галины Павловой.

А ведь ее судьба могла сложиться совсем иначе: промышленное предприятие, строгий кабинет, работа с оборудованием, проектная документация…

– Папа очень хотел, чтобы я и сестра Надежда стали инженерами, – с улыбкой вспоминает Галина Павловна. – Мы были категорически против: грезили работой в школе. Однако папа, всегда уважавший наше мнение, в этом вопросе был непреклонен. Дело даже дошло до «заседания» семейного совета.

Ах, как же давно это было! Теплым весенним вечером молоденькая Галочка и ее сестренка Надюшка сидели за кухонным столом. Смотрели на разлитый по чашкам чай, не прикасаясь к любимым конфетам в вазочке. Слушали нравоучительную речь отца. Его аргументы были весомыми: инженер работает восемь часов в день, а учитель – практически круглосуточно. Педагог не может ни на минуту забыть о работе, он постоянно участвует во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Козырным тузом прозвучал аргумент, что в заботах о чужих детях педагог нередко упускает проблемы своих…

Павел Иванович знал, о чем говорил: коммунист, преподаватель истории, он всю свою жизнь посвятил школе. Понимала его слова и супруга Мария Ивановна – учитель математики, а затем – педагог начальных классов. В свое время она, не имея возможности водить младшую дочь Надю в детский сад, брала ее на уроки – сажала на заднюю парту, вручив куклу или альбом с карандашами.

А вот сами Галя с Надей никак не хотели признать отцовской правоты: открыто возразить из уважения не решались – лишь вздыхали «Ну папа!».

И тогда на сторону дочерей встала Мария Ивановна.

– Ты все верно говоришь, – примирительно обратилась она к мужу, – но все же подумай: учитель – идеальная профессия для женщины. Поставит готовить обед на плиту, а сама тут же за тетрадки сядет. Будет к уроку планы писать, и в это же время за детьми присмотрит.

В общем, папа сдался.

Первый директор – первый учитель

После окончания Орского педагогического института Галина Павловна пришла работать в родную школу № 10, в которой они с сестрой учились с пятого класса, когда ее семья переехала в Новотроицк из села Андреевка Саракташского района.

– Хотела быть математиком, да не получилось, – признается наша героиня. – Была лишь вакансия физика. Директор школы Владимир Толкачев сразу же поставил меня на выпускные классы, чем поверг, честно говоря, в ужас.

Представьте: я все пять лет собиралась преподавать алгебру и геометрию, копила по крупицам методический и дидактический материал. Ведь в то время не было Интернета с его обширными базами информации. И мне пришлось заполнять свою учительскую копилку практически с нуля. Первый год толком не спала: ночи напролет к урокам готовилась, дополнительную литературу изучала.

При этом Владимир Георгиевич, сам преподававший физику, почти с отцовской теплотой отнесся к начинающему педагогу. Галина Павловна постоянно обращалась к нему за советом, помощью, книгами, простой человеческой поддержкой. И каждый раз видела: директору приятно рвение молодой учительницы, он делает все, чтобы еще больше подогреть ее профессиональный азарт.

Именно этот подход – возможно, неосознанно – взяла за основу своей работы Галина Павловна.

Дерзай – и все получится!

Ее профессиональный подход заключается в том, чтобы мотивировать ученика на максимальный результат.

– Если ребенок недоволен отметкой, он пересдает тему, – объясняет она. – Я никогда не выдвигаю условий по количеству пересдач, не снижаю баллов за повторный ответ. Если нужно, вновь объясню материал, дам дополнительное задание на дом. И конечно, поддержу: не сдавайся, все у тебя получится!

Бывает, дети приходят исправлять отметки несколько раз подряд. Случаются и почти комичные ситуации. Сначала ребенок чуть не со слезами просится на пересдачу, объясняет: «Дома за двойку заругают». Получив три, вдохновляется: «Галина Павловна, можно на четверку пересдать?». Увидев новый результат, поднимает планку требований к себе: «А если я еще раз приду – за пятеркой?». «Конечно, приходи», – говорит учительница.

– На самом деле вопрос не в том, чтобы ребенок мог исправить текущую отметку, улучшить пресловутую «картину успеваемости», а в том, чтобы он поверил в себя, захотел улучшить свои знания, чтобы в нем проснулся учебный азарт, подстегивающий к новым и новым успехам, – говорит она. 

Такой подход требует от учителя огромного времени. Галина Павловна не всегда располагает им. Но ей помогают ее же старшеклассники, выступая в роли экзаменаторов на пересдачах.

С материнской добротой и строгостью

Воспитательский талант Галины Павловны раскрылся уже в первые годы работы в десятой школе. Она видела в своих учениках прежде всего детей – с их слабостями, желанием пошалить, свойственной возрасту ленцой. И относилась к ним с материнской добротой и строгостью, хотя иные старшеклассники выглядели куда взрослее ее, молоденькой миниатюрной девушки.

Как-то раз дежурные старшеклассницы не вымыли полы. Галина Павловна была возмущена такой недисциплинированностью, но еще сильнее огорчилась, узнав причину: известный в школе паренек-задира плюнул в ведро.

– Так мне стало за девчат обидно – словами не передать! Подошла я к нему, отчитала, заставила сменить в ведре воду и вымыть полы самому.

Сегодня она с добрым смехом вспоминает ту ситуацию, а тогда было не до веселья: вдруг мальчишка из мести окно в классе разобьет? Но случилось иначе: паренек признал авторитет учительницы. А спустя несколько лет после окончания школы – уже взрослым мужчиной – пришел подарить Галине Павловне роскошный букет цветов.

– Никогда не ругаюсь на детей, не отчитываю их, – говорит наша героиня. – Им достаточно лишь одного моего строго взгляда или шутливого замечания. И это срабатывает. Одно время любила говорить: «Физика и девочки – несовместимы, я – единственное исключение». Думала: просто веселая фраза. Но как-то раз девчата, получившие на ЕГЭ высокие оценки, выдали: «Вот видите, Галина Павловна, мы тоже совместимы с физикой!». И теперь я так больше не говорю.

Везучий человек

– Мне очень везет на добрых, хороших людей, – отмечает Галина Павловна. – Любовь к точным наукам мне привил мой первый учитель математики Леонтий Петрович Безносов. Замечательные институтские педагоги заложили хорошую базу предметных и методических знаний. Начальник городского управления образования Владимир Иванович Павлов пригласил работать в Новотроицк. Так я не уехала от мамы, папы и сестры, которые поддерживали меня в трудную минуту. Одна из первых руководителей Новотроицкой инженерной школы Нина Евгеньевна Москаленко дала мне шанс проявить себя на новом поприще. Директор первого лицея Наталья Анатольевна Рыбина всегда внимательно относится к моим пожеланиям, и с ней очень приятно работать.

Но особенно мне повезло с мужем – Владимиром Петровичем. Он всегда знал, насколько важна для меня школа. Не припомню, чтобы хоть раз попрекнул меня за принесенные домой для проверки тетрадки, за вечные отлучки на внешкольные и внеклассные мероприятия. Наоборот, всю жизнь слышала от него: «Ты у меня умница!». 

Уважительное отношение Владимира Петровича к жене передалось и сыновьям Галины Павловны – Николаю и Дмитрию. 

– А уж как мне везет на учеников! – продолжает Галина Павловна. – Я помню каждый свой выпуск и горжусь успехами ребят, даже если их профессии не связаны с точными науками. И как мне приятны звонки и визиты выпускников!

Отличное знание физики не единственное и, возможно, не самое главное из того, что дети получают от Галины Павловой. Главное, чему она учит ребят, – не пасовать перед жизненными трудностями и добиваться поставленных целей. Сталкиваясь со сложностями и даже терпя порой неудачи, они, вдохновленные прекрасным педагогом, находят силы не сломаться, не сдаться, не отказаться от мечты, а «пересдать» назначенный судьбой экзамен.

Марина КИРСАНКИНА.