Гвардеец труда. Новотроицк

Если не мы, то кто же?

Размышления о комфортной среде

Если не мы, то кто же?

С ранней весны  в городе идут масштабные работы по обустройству улиц, скверов и дворов. Огромные средства потрачены на проводимые работы. Искусно выполненная социальная  реклама на главной улице - «Я люблю Новотроицк» безусловно - призывает всех нас и дальше делать  город краше, создавать комфортную среду. И это делается, причём к доброму делу на общественных началах подключается всё больше горожан. Благодаря их стараниям, сегодня сотни палисадников  жилых домов неузнаваемо изменили свой облик. Вместо сорной травы растут в них цветы, декоративные кустарники. Заботливыми руками покрашены заборы, стоящие у подъездов урны. Недавно городские власти поощрили тех, кто ко всему этому приложил не только руки, но и душу. 

Но комфортная  среда не ограничивается лишь обустройством дорог, дворов, скверов. Трудно представить российский город без деревьев, даже если он степной. Старшее поколение новотройчан немало потратило сил и энергии для озеленения улиц. К сожалению, в последние годы наш город заметно «полысел» –  многие деревья старость подкосила, а вот некоторые попали под топор по банальным причинам: кому-то во дворах они заслоняют солнечный свет. У предпринимателей своя логика:  скрывают из виду рекламу учреждений. Вместо погубленных деревьев обещают разбить цветочные клумбы, посадить кустарники. Однако  до выполнения  взятых обязательств чаще всего руки не доходят. А если и есть какие-то подвижки, то только так, для отвода глаз, как это продемонстрировала  «Пятёрочка» на пр. Металлургов, где рассада цветов засохла сразу же после высадки. 

 «Двигатель прогресса», то бишь реклама,  портит не только городской интерьер, но и настроение граждан. На проспекте Металлургов установлены огромные металлические  рекламные щиты зияют пустотой. Стены торговых учреждений украшены  «агиткой», которая приводит в недоумение многих новотройчан. Не ведомо, прежде всего, использование чужестранных слов. Будто наш родной язык уже не великий и не могучий.  Мало того, некоторые названия просто невпопад. Читаю на торговой точке (ул. Уральская): «Гурман. Экспресс-кафе». Слова, согласитесь, высокого стиля.  Заходим в заведение и что видим? Рядом с прилавком -  столики, за ними  «гурманы» вкушают с раннего утра горячительные напитки. После выпивки компания покидает заведение и начинает у порога выяснять отношения матерным языком. «Это завсегдатаи магазина, - говорит женщина, ожидающая автобус 8-го маршрута, видно нигде не работают».

Ненормативная лексика в общественных местах недопустима, согласно принятому законодательству. Но как наказывать даму, которая по мобильному телефону кого-то отчитывала матерными словами. На моё замечание – не стыдно ли? Услышал циничное объяснение: «А чего ты хочешь? Мы на «ём» (имеются в виду матерный сленг) разговариваем!». И в подтверждение сказанного выдала ещё одну порцию сквернословия, покатив дальше коляску с ребёнком.

В спортивном городке мальчишки играют в футбол под матерные песни, записанные на флешку. Проходят взрослые дяди, тёти. Ни тени смущения, будто так и должно быть. Решил поговорить с ребятами.  Сегодня, услышал в ответ, «клёво» слушать такие песни. И ведь трудно  подросткам возразить. «Речекляп» нынче прочно прописался на эстраде, в кино, участники некоторых телешоу свою речь украшают, мягко выражаясь, крепкими словами. А ведь речевая культура -  это тоже  комфортная среда, одна из её составляющих.

 … В последние годы настоящим поветрием стало содержание в квартирах  собак. Хорошее вроде бы дело  – любовь к  животным, но лишь единицы выгуливают своих питомцев в намордниках. Прохаживаются вальяжно по тротуару, а собаки в это время  его загаживают.  

Словом, из приведённых примеров напрашивается один вывод: не может быть комфортной среда без соблюдения элементарных правил поведения.  «Кто же этого не знает?» –  кто-то наверняка скажет в ответ. А если знаем,  тогда надо общими усилиями искоренять всё то, что делает нашу жизнь не совсем комфортной. Ведь как просто!

Николай Зеленюк.