к 75-летию Великой Победы. «Солдатские дневники» Мансура Абдулина
В ноябре 2007 года перестало биться сердце Мансура Абдулина. Солдат Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы, орденоносец, он известен еще и как грамотный производственник, поэт, художник и автор автобиографических книг «160 страниц из солдатского дневника», «Страницы солдатского дневника», «Из воспоминаний солдата», «От Сталинграда до Днепра» и других.
Я никогда не встречалась с этим замечательным человеком лично, но хорошо знала его по рассказам сына – Александра Мансуровича, который активно сотрудничал с местными средствами массовой информации. На его воспоминания я и опиралась при подготовке этого материала.
Гордость и боль
Красавец верхом на коне – именно таким было первое воспоминание Александра Мансуровича о своем отце:
– Закрываю глаза и четко вижу, как кадры старой киноленты: наш большой дом в поселке Таежном Красноярского края, залитый солнцем двор, – говорил Абдулин-младший. – Я босиком стою на крылечке и жду, когда папа приедет на обед. И вот он появляется: верхом на гнедом коне. По-хозяйски оглядывает двор, а потом берет меня на руки.
В дружной семье Абдулиных было трое детей: Владимир, Александр и Галина. И все они очень рано прониклись гордостью за отца. С малых лет знали, что он занимается очень сложным и ответственным делом – руководит бригадами на разработке месторождений. Тем приятнее им было внимание отца, который вечерами читал ребятам книги, рассказывал истории из своей жизни.
– Родители воспитывали нас в традиционной для того времени строгости, – продолжал Александр Мансурович. – Наказаний мы не боялись, но очень переживали, когда не оправдывали доверия родителей, шалили. Помню, как однажды мы с друзьями ушли рыбачить, никого не предупредив, и задержались на речке до утра. Веселились, не думая о том, что все село вышло в поиск. Люди уже отчаялись найти нас живыми: в тайге водились и волки, и медведи. Естественно, по возвращении каждый из нас получил, что называется, по первое число. Схватился за ремень и отец. Всего лишь раз стегнул меня по спине, но я даже не почувствовал боли. Зато как сжалось мое сердце, когда я увидел его глаза! В них все еще был страх за меня. Вот уже столько лет минуло, но отец никогда не попрекал меня за тот проступок, а чувство вины постоянно возвращается ко мне…
Крепкое отцовское плечо
Александр Мансурович всегда знал: отец – его главный друг и защитник. А тот на деле подтверждал это.
Армейская служба Александра проходила недалеко от острова Даманский и пришлась именно на неспокойный период, связанный с угрозой советско-китайского военного конфликта. И когда вся страна была уже уверена, что столкновения не избежать, Мансур Абдулин написал в часть сына письмо с просьбой зачислить его простым солдатом. Пояснил: он хочет быть рядом со своим сыном.
– Не мог он оставить ни меня, ни Родину в такой тревожный час, – продолжал Александр Мансурович. – Это письмо наш командир зачитал перед строем, а потом раздал нам присланные отцом (целый ящик, чтобы всем хватило) сигареты. Я хорошо помню то хмурое утро. Моросил мелкий дождь, все вокруг казалось серым: и небо, и земля, и деревья, и даже солнце. Мы ожидали тревожной новости, и вдруг – нам читают письмо, подарки раздают...
Позже товарищи расспрашивали меня об отце и его военном прошлом. И, к своему стыду, я не смог им ничего толкового рассказать.
Конечно, Мансур Гизатулович рассказывал дома о товарищах, о боях. Однако непосредственно о себе говорил крайне неохотно.
– Не погрешу против истины, сказав, что о боевом прошлом отца мы с братом и сестрой узнали гораздо больше из его книг, чем от него самого, – признался Александр Мансурович.
Твёрдая позиция
Мансур Абдулин запомнился землякам верным своим принципам человеком. Он не боялся высказывать собственное мнение, даже если оно шло вразрез с общепринятым. По его словам, единственным человеком, ради которого он хоть и очень редко, но все-таки мог поступиться собственным мнением, была жена – Надежда Дмитриевна, сестра погибшего на фронте его товарища.
В честь 50-летия Победы в составе группы от Оренбургской области Мансур Гизатулович был гостем московских юбилейных празднований. А по возвращении, делясь впечатлениями об экскурсии на Поклонную гору, не стал скрывать и некоторого разочарования. Отметил, что не увидел ничего, связанного с Иосифом Сталиным, который был Главнокомандующим Красной Армией в годы Великой Отечественной войны.
Переживший страшное военное лихолетье, распад Советского Союза и нелегкий период становления новой экономической системы, он не терял веры в свою страну. Считал, что Россию ждет славное будущее.
Жизненные принципы
Торжество жизни, борьба за будущее – эти принципы можно смело назвать главными для Мансура Гизатуловича.
Сделать труд рабочих более эффективным и безопасным – на это были нацелены его рационализаторские идеи. Так, работая на руднике, он создал электрозажигательный патрон, который делал работу взрывника безопасной.
За славой наш герой никогда не гнался.
– Самое значительное мое изобретение, – как-то рассказывал Мансур Гизатулович, – это садочная диафрагменная машина с воздушными подушками. Она предотвращала потери радиоактивного тория при разработке. Ее стали внедрять на всех обогатительных фабриках системы МВД. Но я был настолько поглощен работой, что забыл подать заявку на изобретение. – Мансур Абдулин не жалел о том, что не получил авторского свидетельства. Главным для него было понимание, что его изобретение оказалось полезным.
В своем художественном творчестве он очень близок к Рериху. Несмотря на отсутствие профессионального художественного образования, умело играл цветом, вкладывал глубокий философский смысл в свои полотна. Очень любил писать пейзажи, подчеркивая мощь, силу и завораживающую красоту природы.
Любовью к Родине и простым людям пронизаны книги Мансура Абдулина. Он откровенно рассказывает об ужасах Великой Отечественной и трогательно описывает обычные человеческие радости. Перед мысленным взором читателя встает и молодой красноармеец, получивший страшные ранения, но испытывающий радость от того, что остался жив и что за ним ухаживают симпатичные девушки. И красноармеец, аккуратно копающий окоп, который защитит его в бою. И улыбчивый шофер, подвозящий друга в машине и старающийся не думать о том, что в его кузове – стылые человеческие тела…
Среди почитателей творчества Мансура Абдулина – самые разные люди, почти как в песне: «Те, кто знал войну и кто не знал»: ветераны и молодежь, соотечественники и иностранцы, простые люди и знаменитости. К слову, один из известных российских кинообозревателей рекомендовал произведение Мансура Гизатуловича «От Сталинграда до Днепра» всем, кто хочет изу-
чать отечественную историю по достоверным источникам.
Мужественный до конца
– Это сегодня каждый школьник знает о вреде радиации, а в далекие советские годы ее влияние на человека еще не было до конца изучено, – продолжал вспоминать об отце Александр Мансурович. – Но даже если бы папа знал об опасности, он все равно не бросил бы работу на урановом руднике. Не в его это характере. Однако с возрастом ущерб, нанесенный его здоровью, сказывался все больше и больше. Давали знать о себе и боевые ранения.
Мансур Гизатулович до последнего боролся с недугом и не жаловался на плохое самочувствие. Не подавая вида, что ему неможется, продолжал ходить на встречи со школьниками, вел переписку, занимался литературой.
– Сердце отца перестало биться, – тяжело вздохнул Александр. – Не хочется верить в это. Но народная мудрость гласит: человек жив до тех пор, пока его помнят.
Память о Мансуре Абдулине будет вечна, поскольку его жизнь, труд и творчество тесно переплетены с жизнью города и страны.
Марина КИРСАНКИНА.
Последние новости
-
21-11-2024
В Оренбурге состоятся Всероссийские соревнования по спортивному программированию OrenHack – 2024
-
20-11-2024
Более 46 тысяч куриных яиц незаконно пытались вывезти через Оренбуржье в Казахстан
-
19-11-2024
Законопроект об областном бюджете на 2025 – 2027 годы депутаты ЗС области рассмотрят 28 ноября
-
19-11-2024
В топ-100 лучших инициатив фонда президентских грантов вошёл проект оренбургских поисковиков
-
19-11-2024
Через границу в Оренбуржье не пустили 180 тонн санкционных груш